Зачастую родители и учителя воспринимают буллинг как детскую шалость. Они до последнего закрывают глаза на эту проблему, стараются держаться от разборок подальше. Но специалисты утверждают: такая позиция взрослых — ошибочная. О том, как остановить травлю в школах, корреспонденту МЛЫН.BY рассказала педагог-психолог SOS — Детской деревни Боровляны Марина Соснина.
Последнее время в прессе появилось достаточно много информации об этом явлении. Дети травят друг друга, родители устраивают разборки с обидчиками и преподавателями, а некоторые из школьников и вовсе стали приносить на занятия холодное оружие. Почему так происходит? По словам Марины Сосниной, проблема буллинга в школах была всегда. Просто не все случаи озвучивались. Зачастую взрослые — как педагоги, так и родители — не знают, что делать, когда ребенок становится объектом травли. Они теряются. А некоторые мамы и папы вообще не догадываются, что происходит с их сыном или дочкой в школе.
— Как-то пришла ко мне одна мама и рассказывает, что ее сын-пятиклассник вдруг начал ей хамить, перестал делать уроки и вообще заявил, что ходить в школу больше не хочет. Она попросила меня разобраться в проблеме, поскольку не понимает, почему ее ребенок вдруг так резко изменился, — вспоминает недавний случай из практики педагог-психолог. — Пообщавшись с мальчиком наедине, я выяснила, что причина такого его поведения — буллинг. Оказалось, что его травит одноклассник, и от этого ребенок находится в постоянном стрессе. В таком случае поведение пятиклассника естественное. Когда у детей резко теряется учебная мотивация, они не хотят развиваться, перестают интересоваться тем, что нравилось, — все это последствия травли. И должно насторожить родителей в первую очередь.
Буллинг — это повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц, очень жестокая форма обращения, поясняет специалист. Причиняя физический вред или доставляя моральные страдания кому-то, обидчики таким образом получают удовольствие.
— Наверняка вам знакома такая ситуация. Стоит группа детей и перебрасывает шапку друг другу, а от одного к другому бегает мальчишка и пытается ее забрать, — приводит пример Марина Соснина. — Взрослые, в том числе педагоги, часто думают: дети так развлекаются, игры у них просто такие. Но одно дело, когда сегодня бросали мою шапку, завтра — твою, а послезавтра — еще чью-то. Да, в таком случае можно подумать, что это игра. Но если это делается каждый день в отношении только одного ребенка — это уже буллинг.
Как говорит специалист, различают три основные формы травли: физическое и вербальное насилие, социальная изоляция. Физическое — когда ребенка избивают, пинают, закрывают в помещении, портят его вещи. Вербальное — словесное унижение, оскорбление, присвоение обидных кличек. Социальная изоляция — когда дети не хотят сидеть за одной партой, стоять рядом на физкультуре, общаться.
— Некоторые родители считают: когда над их ребенком подтрунивают, с данной проблемой он должен справиться самостоятельно, — отмечает педагог-психолог. — От них часто можно услышать: «Зачем ты ябедничаешь? Ты должен сам все решать! Я не хочу вырастить из тебя маменькиного сынка и в будущем вмешиваться по каждому случаю». Или: «А ты постарайся заслужить симпатию у обидчика, расположи его к себе, договорись с ним». Могут дать и такой совет: «Ну, игнорируй его, не обращай внимания, тогда он от тебя отстанет». И, пожалуй, классический вариант: «Так ты сам виноват, ищи причину в себе, с тобой что-то не так». А отцы вообще любят посоветовать: «А ты дай отпор. Будь сильнее, пойди и всем наваляй». Родители просто не понимают, что у их ребенка, который является объектом травли, уже нет сил противостоять этому напору. Ведь, как правило, против него используется не один вид буллинга, а сразу несколько.
Специалист отмечает, что при травле страдает не только ребенок, над которым издеваются, но и дети, наблюдающие за этой ситуацией. Они думают: если никто не останавливает травлю, значит, это нормально, так и должно быть. Не проходит это бесследно и для обидчика: в его сознании искажается реальность, из-за чего ему потом будет сложнее строить отношения в коллективе, семейной жизни. Почувствовав однажды власть над другими, он получает от этого удовольствие.
Марина Соснина отмечает, что взрослые должны уметь отличать буллинг от конфликта. Так, в случае конфликта обе стороны несут одинаковую ответственность за то, что происходит в их отношениях, и равномерно могут влиять на ситуацию, это одномоментное действие. Буллинг же — это целенаправленное повторяющееся действие с целью причинить страдания и получить от этого удовольствие. У конфликта есть причина, у буллинга ее нет.
— Иногда от родителей мы слышим: «И что, детям теперь не конфликтовать?». Но если конфликт является нормальной динамикой развития группы, то буллинг — это патология ее развития, — поясняет педагог-психолог. — Мы много беседуем с классными руководителями, на родительских собраниях объясняем, что если конфликт может быть разрешен, то буллинг можно только прекратить. И взрослые обязательно должны вмешаться, сами дети ситуацию не исправят. Важно разговорить ребенка, подвергающегося травле. Да, это непросто. Он может бояться поднимать данную тему, видя безразличие взрослых. Учителям в этом плане тоже бывает сложно. Порой даже очень хорошие учителя разводят руками: «Мы не знаем, что с этим делать…».
По словам педагога-психолога, ребенку, попавшему в ситуацию буллинга, прежде всего нужно сказать: «Ты не должен молчать!». В этот момент ему важно кому-то довериться, выговориться, потому что травля — не стыд, не позор, и вообще ребенок ни в чем не виноват, а значит, терпеть больше не нужно.
— Работая с ребенком, пострадавшим от буллинга, стараемся помочь ему поднять самооценку, говорим, что он хороший, способный. Важно, чтобы и от родителей он слышал эти слова, — советует Марина Соснина. — Естественно, объясняем, что ситуация, в которой он находится, не закаляет его, не делает лучше и сильнее, она только мешает его развитию. Порой мы рекомендуем родителям перевести ребенка в другую школу. Но для начала надо попробовать решить вопрос с классным руководителем, при необходимости привлечь администрацию учебного учреждения, отдел образования и так далее. Справиться с буллингом можно. Но это долгий путь, иногда сложный. И здесь важно учитывать, что в младшем возрасте процессы осознания происходят легче. Однако если взрослые не вмешаются в ситуацию, останутся равнодушными, последствия могут быть достаточно тяжелыми.
Чаще всего объектом издевательств становятся дети с какими-то особенностями. Например, у них рыжие волосы, оттопыренные уши, какие-то физические недостатки. Также жертвой может стать ребенок с психическими отклонениями, из неблагополучной семьи. В свою очередь буллером может выступать ребенок, который очень хочет добиться лидерских позиций в коллективе, оказаться на первых ролях. И, к сожалению, они не умеют достичь этого социально приемлемыми способами, к примеру, благодаря успехам в спорте, учебе, общественной деятельности. Очень часто агрессорами становятся дети, над которыми родители совершают какое-то насилие. Таким образом, ребенок снимает свое напряжение, отыгрываясь на сверстниках. Еще буллерами могут стать дети с генетически повышенным уровнем агрессии.
Юлия Брожина
Фото автора, иллюстрации
Статья на Млын.by