Найти тему
Рынок АПК

Почему фермеру сложно попасть в сети

Местным сельхозпроизводителям трудно попасть в крупные торговые сети, тем более что конкуренция здесь достаточно высока. Над причинами такого положения дел и способами исправления ситуации размышляет генеральный директор Волгоградского областного юридического центра Ольга Панферова.

Ольга Панферова, гендиректор Волгоградского областного юридического центра
Ольга Панферова, гендиректор Волгоградского областного юридического центра

Несмотря на широкий список торговых предприятий, зайти в них с местной продукцией не так-то просто. По сути, в крупных торговых сетях свои условия поставки, на которые может согласиться только крупный фермер, который способен организовать крупные и постоянные поставки. Работать же с малыми агропредприятиями, поставка продукции которых носит лишь сезонный характер, сетевые торговые предприятия не хотят.

Есть еще причины, по которым сетевые магазины не хотят работать с местными сельхозпроизводителями. Им нужно, чтобы продукция имела удобную упаковку и расфасовку, чтобы она выглядела привлекательно для покупателей и обеспечивала длительное хранение товара. В Волгоградской области, например, овощная продукция, такая, как огурцы и помидоры, поставляется в сетевые магазины в основном от двух крупных производителей. Они обеспечивают бесперебойные поставки круглый год и в привлекательной для покупателей упаковке. Конечно, стоимость таких продуктов гораздо выше, чем та же продукция на рынках в сезон. Ситуация же с малым бизнесом – мелкими торговыми точками в регионе, так скажем, не совсем хорошая. Сетевые магазины вытесняют малый бизнес. Получается так, что в сетевые магазины местным производителям зайти трудно, а мелкие магазинчики закрываются.

Натуральные продукты по определению стоят дороже, чем продукты с добавлением химии. Местный фермер не может конкурировать с крупным поставщиком, который добавляет в свою продукцию химию для увеличения срока хранения и удешевления производства, это приведет к его банкротству. Крупные сети накручивают немалый процент на товары, из-за чего они станут еще дороже и спрос будет небольшой. Население с сегодняшними доходами (не все, конечно) просто отдаст предпочтение продукции, пусть и с химией, но более дешевой. Поэтому сети даже разговаривать не хотят с мелкими производителями.

Есть и другие «подводные камни» работы с крупными сетями. Договоры с ритейлерами в значительной степени состоят из штрафов и неустоек за несвоевременную доставку, несоответствующие условия хранения и перевозки продовольственных товаров, несоответствие договору объемов поставляемой продукции (партии). Поэтому мелкие производители попросту боятся работать с крупными сетями, так как можно не заработать, а еще и остаться должным. Кроме того, для захода в крупные сети придется пройти довольно долгую и затратную процедуру сертификации и добровольного декларирования.

Поэтому в настоящее время фермеры в основном могут представлять свою продукцию на ярмарках, рынках и небольших ларьках. Одним из важнейших условий развития местных сельхозпроизводителей может являться грамотно продуманная господдержка, которая в данный момент развита очень слабо. Примером такой господдержки в регионах может служить:

· предоставление мелким производителям на льготных условиях торговых точек во внутриквартальных и придомовых территориях,

· реализация качественной натуральной продукции посредством госзаказов в детские сады, школы, столовые,

· льготное кредитование под малый процент и т.д.

В настоящее время очень много разговоров, предложений на федеральном уровне по поводу развития и поддержки местных сельхозпроизводителей. Но, к сожалению, пока разговорами дело и ограничивается.

Если вам интересны правовые нюансы сельского хозяйства, следите за нашей юридической рубрикой на сайте «Рынок АПК»!

А вот материалы, которые уже вышли:

Договор купли-продажи сельхозпродукции: виды и особенности

Чтобы ваша стройка не стала незаконной

Аренда земли сельхозназначения: как получить выгоду, а не проблемы