Местным сельхозпроизводителям трудно попасть в крупные торговые сети, тем более что конкуренция здесь достаточно высока. Над причинами такого положения дел и способами исправления ситуации размышляет генеральный директор Волгоградского областного юридического центра Ольга Панферова.
Несмотря на широкий список торговых предприятий, зайти в них с местной продукцией не так-то просто. По сути, в крупных торговых сетях свои условия поставки, на которые может согласиться только крупный фермер, который способен организовать крупные и постоянные поставки. Работать же с малыми агропредприятиями, поставка продукции которых носит лишь сезонный характер, сетевые торговые предприятия не хотят.
Есть еще причины, по которым сетевые магазины не хотят работать с местными сельхозпроизводителями. Им нужно, чтобы продукция имела удобную упаковку и расфасовку, чтобы она выглядела привлекательно для покупателей и обеспечивала длительное хранение товара. В Волгоградской области, например, овощная продукция, такая, как огурцы и помидоры, поставляется в сетевые магазины в основном от двух крупных производителей. Они обеспечивают бесперебойные поставки круглый год и в привлекательной для покупателей упаковке. Конечно, стоимость таких продуктов гораздо выше, чем та же продукция на рынках в сезон. Ситуация же с малым бизнесом – мелкими торговыми точками в регионе, так скажем, не совсем хорошая. Сетевые магазины вытесняют малый бизнес. Получается так, что в сетевые магазины местным производителям зайти трудно, а мелкие магазинчики закрываются.
Натуральные продукты по определению стоят дороже, чем продукты с добавлением химии. Местный фермер не может конкурировать с крупным поставщиком, который добавляет в свою продукцию химию для увеличения срока хранения и удешевления производства, это приведет к его банкротству. Крупные сети накручивают немалый процент на товары, из-за чего они станут еще дороже и спрос будет небольшой. Население с сегодняшними доходами (не все, конечно) просто отдаст предпочтение продукции, пусть и с химией, но более дешевой. Поэтому сети даже разговаривать не хотят с мелкими производителями.
Есть и другие «подводные камни» работы с крупными сетями. Договоры с ритейлерами в значительной степени состоят из штрафов и неустоек за несвоевременную доставку, несоответствующие условия хранения и перевозки продовольственных товаров, несоответствие договору объемов поставляемой продукции (партии). Поэтому мелкие производители попросту боятся работать с крупными сетями, так как можно не заработать, а еще и остаться должным. Кроме того, для захода в крупные сети придется пройти довольно долгую и затратную процедуру сертификации и добровольного декларирования.
Поэтому в настоящее время фермеры в основном могут представлять свою продукцию на ярмарках, рынках и небольших ларьках. Одним из важнейших условий развития местных сельхозпроизводителей может являться грамотно продуманная господдержка, которая в данный момент развита очень слабо. Примером такой господдержки в регионах может служить:
· предоставление мелким производителям на льготных условиях торговых точек во внутриквартальных и придомовых территориях,
· реализация качественной натуральной продукции посредством госзаказов в детские сады, школы, столовые,
· льготное кредитование под малый процент и т.д.
В настоящее время очень много разговоров, предложений на федеральном уровне по поводу развития и поддержки местных сельхозпроизводителей. Но, к сожалению, пока разговорами дело и ограничивается.
Если вам интересны правовые нюансы сельского хозяйства, следите за нашей юридической рубрикой на сайте «Рынок АПК»!
А вот материалы, которые уже вышли:
Договор купли-продажи сельхозпродукции: виды и особенности
Чтобы ваша стройка не стала незаконной
Аренда земли сельхозназначения: как получить выгоду, а не проблемы