Наверняка вы не раз слышали в новостях про "очередное обострение арабо-израильского конфликта" и обстрелы Израиля хамасом с территории Сектора Газа".
Так вот, сегодня расскажу, как этот Сектор выглядит. Кстати, своего газа там нет, и название вообще никак не связано с голубым топливом.
Если почитать историю Газы в Википедии, вы узнаете, что это один из самых древних городов мира, основанный примерно 3000 году до н.э., за который на протяжении всего времени велась борьба. И финикийцы, и египтяне, и иудеи, и греки под предводительством Александра Македонского, и римляне, и арабы и Наполеон, и турки - короче все, сколь немного уважающие себя серьезные державы пытались прибрать Газу к своим рукам. И лишь благодаря англичанам, последним колонизаторам Ближнего Востока, Газа стала полностью арабской, ныне - палестинской. Сейчас территория наглухо заблокирована со стороны Израиля и Египта в силу активной деятельности правящей партии ХАМАС.
Но о политике вы и без меня наслышаны, а вот как выглядит эта самая Газа изнутри. Фотографии 1998 года, когда я сам служил в израильской армии и патрулировал Сектор.
Более новые виды Газы будут в самом конце - фильм снят корреспондентами Russia Today. К сожалению, туристам сейчас в Газу не попасть никаким образом -
В Газе я был примерно 150 раз, или двести, не считал. Не опечатка отнюдь, действительно, служа в израильской армии в 1995-1998 годах, провел в этих местах несколько месяцев. Я ни с кем не воевал персонально и никого не убивал, а лишь служил водителем патрульного джипа. Штаб дивизии располагался внутри блока израильских поселений Гуш-Катиф, по соседству от поселения Неве-Дкалим.
Сейчас все эти детали абсолютно не секретны, ибо в 2005 году Израиль завершил вывод войск из Сектора Газа, равно как были эвакуированы все еврейские поселения. В этом же году на выборах победили исламистские радикалы Хамаса -
Признаться, когда видишь чужую жизнь через призму очевидного противостояния и ненависти, весьма сложно дать взвешенную оценку происходящему. Особенно, если пару раз наш патрульный джип забрасывали "Бутылками Молотова", от чего протекший горящий керосин протек через крышу и довольно болезненно прижег ногу, оставив на всю жизнь маленький шрам.
И все же было безумно интересно увидеть жизнь своих оппонентов изнутри. Ведь не может такого быть, что полтора миллиона человек только и делают, что метают в Сашу Лапшина (ака puerrtto) камни и бутылки? Может быть в свободное время они еще читают книги, ходят на базар, делают детей, смотрят телевизор, лечат поясницу, верят в лучшую жизнь?
Как солдатам попасть в Газу?
Долго мы с приятелем-сослуживцем вынашивали планы, как нам выбраться из воинской части и посетить палестинский анклав. Вроде бы все рядом, близлежащий к нам город Хан-Юнес было прекрасно виден, ибо его дома подступали почти вплотную к разделительному забору. Но попасть туда физически было сложнее. Прежде всего потому, что военное руководство, справедливо опасаясь за нашу жизнь, не позволяло самостоятельно покидать воинскую часть. Если нас отпускали домой, то вывозили за пределы сектора через КПП Кисуфим и высаживали уже на израильской стороне на автобусной остановке. Надо заметить, что такие правила ввели буквально перед моим появлением в Газе, ибо до того солдаты могли выезжать в Израиль используя обычный автобус с бронированными окнами, ежечасно связывавший близлежащие израильские поселения и собственно Израиль.
Итак, у нас созрел следующий план. Выйти за пределы воинской части, якобы купить сигареты в израильском поселении, а выйдя - быстро переодеться из военной формы в обычную одежду. Затем сесть на автобус с поселенцами и выехать за пределы периметра. Сказано - сделано. И вот мы едем в автобусе вместе с поселенцами. Выезжаем из блока поселений с КПП на выезде, затем менее 10 километров по местности, которую иначе как "пластилиновой" не назвать: шоссе петляет по песчаным дюнам, беспорядочно и хаотично застроенным арабскими домиками, пасущийся скот, горы мусора. И неизменные наблюдательные вышки через каждый километр - это контроль над трассой, связывающей поселения с Израилем. Здесь автобус идет быстро и без остановок и не остается ничего иного, кроме как ждать первой же остановки. И вот очередное поселение Кфар-Даром, на въезде в которое автобус останавливается у КПП. Тут мы и выходим.
Туристы в Газе?
В 1997 году ситуация была следующая: у власти в Газе было движения ФАТХ, иначе называемое ООП. Во главе этой организации стоял ныне покойный Ясир Арафат. Палестинская полиция, вооруженная автоматами Калашникова контролировала города, а израильская армия держала под контролем дороги. Формально не существовало никаких запретов на посещение Сектора Газа, но любой, кому бы такая мысль пришла в голову вызвал бы удивление и возмущение у израильтян "Вы сошли с ума? Там же одни террористы!".
Примечательно, что все это было до прихода к власти настоящих террористов - движения Хамас. Чем рисковали мы в качестве переодетых солдат? В большей степени тем, что узнай об этом наше командование - не миновать нам военной тюрьмы. Это безусловно неприятно, но гораздо менее больно, чем стать жертвами линча, узнай об этом кто-то из экстремистов внутри Газы.
За кого же мы себя выдавали? Туристы? Странные туристы, поскольку туризма в Сектора Газа никогда не существовало. Любой иностранец на улице это либо наблюдатель ООН, либо дипломат. Третьего не дано. Гипотетически сюда мог заехать совсем уж заблудший бэкпекер, но это настолько редкое явление, что не стоит о нем говорить вовсе. Соответственно, нам нужна была легенда для тех, кто наверняка будет спрашивать кто мы. Легенду придумали достаточно легко. У моего приятеля был британский паспорт, выданные консульством Великобритании в Иерусалиме. Читатель удивится - так ведь очевидно, что такой паспорт могли выдать лишь жителю Израиля с двойным гражданством! Все верно, поэтому легенда была придумана такая - мы сотрудники британского консульства, поэтому и паспорт выдан там же. На вопрос, почему ваш паспорт не дипломатический ответы был такой - так ведь мы всего лишь шоферы в консульстве, мы вовсе не дипломаты. Звучит относительно достоверно?
Сектор Газа
Представьте себе отрезок длиной в 40 километров и шириной от 4 до 12. Обнесем все это забором. Теперь добавим туда песка, все же пустыня. В пустыне абсолютно хаотично настроим десятки тысяч домиков, туда же десантируем миллион осликов с повозками, затем аккуратно засыпаем все добротным слоем мусора и наконец вселяем туда 1,7 миллиона человек. Вот вам Газа в двух предложениях. Разумеется, что в центре анклава есть 9-и этажные дома и даже тройка достаточно фешенебельных гостиниц, не говоря уж о достаточно изящной набережной, полной ресторанов и кафе.
Вдоль набережной Газы блоками живут слуги палестинского народа, дворцам которых позавидует Рублевка: мраморные лестницы, колонны в древнегреческом стиле, автоматчики по периметру. Но это скорее небольшие островки благополучия, ибо 99% территории Газы именно такая, какой я описал ее выше.
Сейчас чуть-чуть абстрагируюсь от поездки 20-и летней давности и скажу от себя сегодняшнего - Газа это не место для тех, кто ищет достопримечательности. Здесь нет замков, древних соборов, музеев (каждый раз новые завоеватели разрушали до фундамента все старое, плюс восстановить или найти что-то не представляется возможным, ибо раскопки в Газе не ведутся).
Здесь нет даже природы - ровная как стол местность, застроенная на 80%, а где не застроено - замусорено. Но Газа безусловно увлечет тех, кого интересуют горячие точки мира и тех, кто интересуется проблемами современного Ближнего Востока.
Ехать туда сейчас крайне опасно, ибо с приходом к власти Хамаса дела резко пошли на спад, хотя, казалось бы, куда еще хуже? Полнейший хаос, где вас почти наверняка примут за провокатора со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, кроме как со стороны Египта в Газу и не попасть, разве что есть желание присоединиться к рвущимся туда с моря правозащитникам, больше похожим на провокаторов.
И все же Газа это не только политика и насилие. Я бы даже сказал, что это абсолютно не политика и не насилие. Не могут быть злодеями 1,7 миллиона человек. Человек - существо эмоциональное, любящее пафосные эпитеты. Странный этот мир: чего-то все орут, кого-то ругают, слюной брызжут. А жизнь, меж тем, проходит мимо. Впрочем, это уже лирика.
Ниже небольшая подборка фотографий, снятых в городе Газа весной 1998 года. Хочу сказать, что фотографии были сняты на пленочный аппарат и затем мной сканированы для цифрового варианта. Как видите, жизнь идет своим чередом и обычными бытовыми заботами -
И напоследок ваш покорный слуга на улице в Хан-Юнесе (юг Сектора Газа) в 1997 году. Через час после этой фотографии пришлось сменить одежду на цвета хаки и вернуться на службу. Пацан-пацаном, словно и не я вовсе. Сколько же с тех пор воды утекло, а стран объезжено -
Больше в Газе как туристу не побывать не удалось. Изменилось ли там что-то за эти годы? Да, однозначно стало хуже. Население растет, а денег нет, перспективы никакой. Депрессивное место.
Удивительно, но в Газе существует русскоязычная община из примерно тысячи человек, и даже русский центр "Калинка", где детишки читают книги, поют песни, отмечают День победы 9 мая и Новый год.
Живут там в абсолютной изоляции от внешнего мира, поскольку не приехать туда, не выехать оттуда практически нереально. И я не собираюсь сейчас дискутировать на тему того, кто прав и кто виноват в арабо-израильском конфликте -
Эти люди, в массе своей, русские (украинские, казахские и т.д) жены палестинцев и их общие дети. Обязательно кто-нибудь скажет, мол, где был разум этих женщин, когда они бросали все и уезжали в след за любимым на линию фронта, чтобы жить в нищете и под бомбами? Во-первых, большинство оказались в Газе еще до захвата власти "Хамасом" и дела были лучше, а во-вторых, думаю, что те палестинцы, что учились в России и с которыми они познакомились во время учебы, так они далеко не самые нуждающиеся жители Газы. Это врачи, адвокаты, инженеры. Абсолютно не быдло и не радикальные исламисты, что, впрочем, одно и тоже. Вот фильм от Russia Today про них -
в общем, сегодня ситуация такова, что большинство жителей Газы сами стали заложниками ближневосточного конфликта и не всегда представляется возможным взять и уехать.
Прямо проклятое какое-то место, на самом берегу прекрасного Средиземного моря.