Художественный шедевр "Черный лебедь" - фильм жанра "Психологический триллер" 2010 года. Поистине захватывающий, красивый и завораживающий фильм, режиссером которого выступил Даррен Аронофски, в главных ролях Натали Портман, Винсент Кассель, Мила Кунис и Вайнона Райдер. Фильм был не только успешным в прокате, но и был номинирован на пять премий Оскар в категориях "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучшая работа оператора", "Лучший монтаж" и "Лучшая женская роль", в которой Портман одержала победу.
Сюжет вращается вокруг постановки балета Чайковского «Лебединое озеро» престижной нью-йоркской труппой. Производство требует, чтобы балерина играла невинного и хрупкого Белого лебедя, для которого характер Портман, Нины, идеально подходит, но она также должна сыграть темного, соблазнительного и злого Черного лебедя, качества которого лучше всего воплощены в новоприбывшей Лили (Кунис). Чтобы закрепить за собой роль белого лебедя, Нина должна войти в образ и выявить свои глубочайшие скрытые чувства злобы, ненависти, агрессии, а также страсти, которые медленно приводят к ее собственному упадку. Фильм рассказывает о том, как Нина так эмоционально и умственно погружается в своего персонажа, что у нее развивается психическое расстройство навязчивого характера.
Фильм снят прекрасно и показывает нам, как постановка медленно разрушает добрую, послушную девушку Нину, так как она начинает страдать от ОКР, анорексии (видно, когда она смотрит на грейпфрут и отворачивается от куска торта, который ей дарит мать, чтобы отпраздновать получение роли), булимии (видно как она продолжает разрушаться в уборной, чтобы вырваться) и попадает под давление и стресс в попытке достигнуть идеала. Изображение Нины в образе черного лебедя уничтожает ее. Это метафорично в том смысле, что персонаж достигает художественного совершенства из-за психологических и физических проблем, с которыми можно столкнуться. По словам режиссера Даррена Аронофски, "фильм можно воспринимать как поэтическую метафору рождения художника, то есть как визуальное представление психической одиссеи Нины к достижению художественного совершенства и цены, которую за него платят".
Процесс, в ходе которого Нине было сказано изучить Лили, чтобы научиться соблазну, страсти и агрессии, разворачивает Нину в серии ужасающих и угнетающих сцен, которые продолжают перемещаться между реальностью и ее психозом. Ее ранее контролируемые и взаимозависимые отношения с матерью, типичной бывшей балериной, ставшей сценической мамой, которую блестяще изображает Барабара Херши, перерождаются в драку, неповиновение и насилие. В фильме Нина навязчиво причиняет себе вред, чтобы стать Черным лебедем, которого она так отчаянно пытается довести до совершенства. Это хорошо иллюстрировали такие ситуации, когда Нина тянет заусенец до тех пор, пока не образуется рана и не начнет кровоточить или когда она царапала свою спину.
Характер Нины указывает на ее психическое расстройство, которое при ближайшем рассмотрении может быть выявлено как шизофрения. Кажется, что у Нины развивается болезнь из-за проблем, с которыми она сталкивается в отношениях со своей матери, ее чувства неполноценности из-за Лили и сексуальных домогательств директора по отношению к ней, а также расстройств и беспокойства, связанных с приемом пищи. Галлюцинации Нины, постоянные голоса указывают на ее психоз, который в конечном итоге приводит к ее кончине. По мере продвижения фильма, особенно ближе к концу, мы видим Нину (а точнее ее галлюцинации), как у нее медленно развиваются перепончатые лапы и перья, и она превращается в лебедя. Она отбрасывает свою милую, добрую женскую сторону, чтобы принять свою темную сторону и угодить требовательному режиссеру. Ее галлюцинации настолько реальны, что трудно различить то, что мы наблюдаем, - это ее воображение или реальность. Сцены были тревожными, захватывающими и таинственными, так что трудно было истолковать реальность.
Фильм, в целом, является прекрасным и цепляющим, но в то же время и пугающим своим изображением расстройств, таких как окд, самоповреждение, булимия, анорексия и шизофрения.
Вам также может быть интересна статья о смысле фильма "мама!" Даррена Аронофски.