Закон об оскорблении представителей государства способен впервые переломить исторические тенденции
Пристальное внимание этой зимой и весной мы уделили закону о фейках и оскорблении власти. Мы посчитали его столь важным, что подготовили два отчёта – после внесения и после принятия. В первом мы высказали мнение, что закон направлен вовсе не на подавление свободы слова и гражданских инициатив, а на повышение доходов бюджета. Мы даже предложили поправки, которые бы позволили просто и эффективно увеличить доходы от штрафов в разы.
К сожалению, депутаты не учли наше предложение, однако и в принятом варианте мы считаем этот закон чрезвычайно важной вехой на пути обуздывания необузданного желания соотечественников поносить уважаемую ими публично власть. Мы провели исторические параллели и пришли к выводу, что закон способен впервые в российской истории переломить вековые тенденции. Мы размещаем в Дзен-канале второй отчёт, в конце которого вы найдете ссылку и на первый.
Законы о распространении фейкньюс в интернете и оскорблении органов государственной власти, принятые многоуважаемой Государственной думой и одобренные ничуть не менее уважаемым Советом Федерации, могут радикально изменить веками складывавшиеся традиции. «Отчизна Эссет Менеджмент» провела стратегический анализ новых инициатив власти методом глубокого погружения.
Традиции неуважения к власти исключительно глубоки
Мы уже оценивали причины, заставившие многоуважаемых и наичестнейших законодателей (вспомним, что законопроекты внесли два сенатора и один развивающий гражданское общество депутат) заняться этим животрепещущим вопросом аккурат в день 25-летия российской Конституции. Тогда мы рассмотрели экономические аспекты данной инициативы, сформулировав рекомендации по увеличению сборов за нарушение закона об оскорблениях с целью пополнения казны нашей многострадальной отчизны (см. ссылку на наш анализ в конце отчёта). Сегодня же, следуя популярным ныне веяниям в экономической науке, мы хотели бы рассмотреть тренды на рынках оскорблений органов власти и публикаций ложных новостей в историко-поведенческом аспекте.
Например, в 1913 г. популярный в то время писатель-юморист Аркадий Аверченко писал в своем журнале «Новый Сатирикон»:
Перечислю только то, чего нам категорически запрещено касаться:
1) Военных (даже бытовые рисунки).
2) Голодающих крестьян.
3) Монахов (даже самых скверных).
4) Министров (даже самых бездарных).
То есть власть уже тогда пыталась предотвратить губительную склонность нашего народа придираться к её представителям, оценивать их адекватность собственным запросам и чаяниям, взирать критически на них и их действия, в том числе совершенно обоснованные и благоразумно принимаемые меры по повышению собственного благосостояния (а кто, спрашивается, не хочет его повысить?). И ведь сегодня хорошо известно, к каким трагическим последствиям для нашей отчизны привели высмеивание царской власти всякими острословами, а также требования равенства перед законом (перед чем?), уважения прав (да какие у нищебродов права?), предоставления свобод (в чем, хочется просить)!
А анекдоты советского времени? Ну разве можно было рассказывать такие истории о руководителе страны, растерявшем здоровье, ясность речи и даже ума из-за непрерывных бдений на государственной службе, долгие годы озабоченном радением о благе народном?
«Народ и партия идут наговно… Народ и партия идут наговно… Народ и партия идут наговно…». – «Нога в ногу, Леонид Ильич!»
То есть проблема эта имеет глубокие, мы бы даже сказали исторические, корни. Никак не удаётся привить инвесторам, т. е. россиянам, уважение к представителям регулирующих и властеохранительных органов.
Поэтому нам хорошо понятна обеспокоенность многоуважаемых и наичестнейших депутатов и спустивших им этот законопроект наичестнейших и многоуважаемых чиновников. Сегодня, когда каждый пользователь соцсетей – сам себе «Сатирикон», вопрос уважительного отношения к отправляющим государственные обязанности приобретает особую остроту.
Единая Россия власти и народа возможна, если только не окажется фейковой
Совет по правам человека попросил сначала Совет Федерации, а потом президента не принимать эти законы. Закон о неуважении к власти был назван «очевидно непропорциональным ограничением свободы слова и мнений», а предложенные наказания – избыточными. Мы удивлены столь недальновидной позицией достойных членов совета. Мало того, что законы помогут наполнить бюджет нашей многострадальной отчизны (напоминаем: см. ссылку на наш анализ в конце отчёта), так ещё и запрет на оскорбления многоуважаемых и наичестнейших законодателей и чиновников способен переломить негативную историческую тенденцию.
Ведь если использование обогатившейся казны на повышение благосостояния представителей власти за счет реализации инвестиционных стратегий «освой бюджет», «заработай на госзаказах», «получи откат», «дай субсидий нужному человечку», «завысь смету», «организуй олигополию для родственного бизнеса», «устрой распил», «получи подряд без конкурса» или, на худой конец, «выиграй тендер на госзакупки без конкуренции» и проч. не будет порождать среди рядовых инвесторов, т.е. россиян, злопыхательских настроений, это приведет к безусловнейшему и всенепременнейшему воссиянию славы нашей отчизны!
Единственно, в завершение нам бы хотелось сделать одно очень важное наблюдение. Если закон об оскорблении многоуважаемых и наичестнейших законодателей и чиновников нам представляется вполне проработанным и адекватным, то закон о публикации ложных новостей вызывает серьёзные вопросы.
Мы долго сомневались, приводить ли нижеследующий пример, но потом решили: если брать не людей, в отношении которых отсутствуют всякие сомнения, то кого же ещё?
Известно, что закон обратной силы не имеет. Но если бы он действовал пять лет назад, то спрашивается: стали бы власти считать фейком распространение в начале марта 2014 года в интернет-СМИ, в том числе государственных, заявлений второго-четвёртого президента и министра обороны о том, что российских войск в Крыму нет, а наблюдаемые там зелёные человечки могли купить свою форму в военторге? Учитывая, что три месяца спустя эта информация было разоблачена в результате самоличного рассказа второго-четвёртого президента о том, как российские войска оказались в Крыму?
––––––––––––
ПЕРВЫЙ ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ: «Узнайте, зачем Госдума принимает закон о фейковых новостях и оскорблении власти. "Отчизна Эссет Менеджмент" подсчитала, сколько денег вам готовить за какие высказывания»
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.