Для поверхностного ознакомления с контекстом достаточно статьи в Вики. Да и из нее можно оставить лишь один ключевой момент: в коллаборации с Львом Толстым Репин исследовал русскую душу.
Безусловно, с первых холстов завораживает техника: каждый мазок на единственно правильном месте, он единственно правильной формы и совершенно правильного оттенка; композиция выверена; сюжеты исторически исследованы.
Зафиксируем этот очевидный факт и... забудем о нем. Подойдите к любому монументальному полотну, узнаваемому по отголоскам маленьких картинок из учебников в МХК. На этом моменте я настоятельно попрошу Вас забыть обо всем. О том, кто такой Репин, сколько у него было сестер и братьев. Исключите шумовой фон, растворите до гула все мещанские комментарии от со-созерцателей, забудьте о том, что вы сегодня делали, забудьте о том, кто Вы. Станьте обычным человеком, который ничего не знает о Репине. И посмотрите на картину.
Скорее всего, вы увидите, что изображено много людей. Некоторых вы видите только со спины. Обратите внимание, во что они одеты. Тулупы или лохмотья, уставная форма или парадные платья. Лапти или кирзовые сапоги. Где-то может мелькнуть кружевной зонтик. Например, перед вами на переднем плане груда мужиков. Они спокойно стоят в тулупах на площади. Площадь залита утренним солнцем. Видно, как оно играет в волосах. Почувствуйте жар от тел этих мужиков, почувствуйте запах дубленой кожи. Уловите сухой воздух. Почувствуйте, что вам сложно дышать. А теперь послушайте. Скользкий стук деревянных колес, лязг подпрыгивающей повозки, чеканящий цокот копыт на мостовой. Возможно где-то раздастся клаксон, а вдалеке едва различимо будут кричать что-то дети. Плавно накатываются волны шороха: трение одежды и шепот. Бросим взгляд на людей. У мужика в светлом тулупе слева по жизни явно все схвачено. Он непоколебим, спокоен и ровно дышит. Мужик в темном позади мало что понимает, но хочет все знать. Неуверенную натуру в нем выдает тулуп, немного больший, чем нужно по размеру, и резвый поворот головы. Внимание толпы сфокусировано на фигуре в центре. Парадная форма яркого цвета. Выправка, но не гордая осанка. Ровный взгляд поверх, куда-то вправо. Он явно не намерен в резкой манере отдавать указаний. Возможно, даже в принципе не способен на это. Но люди вокруг завороженно внемлют, готовые ухватить каждый жест.
Посмотрим на название. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. А, вот оно что.
Магия Репина в том, что не зная названия картины, не владея контекстом, ты можешь проникнуть в сюжет. Все, что нужно для понимания — у тебя перед глазами. Просто нужно посмотреть на картину, более двух секунд.
Все ключевые полотна Репина - невероятно объемные. В том смысле, что они пахнут, шумят, звучат голосами, передают тепло и холод; видишь солнце - хочется щуриться, видишь хохочущих казаков - хочется начать смеяться. Полотна Репина - не статичные красивые картинки с рядом примечательных деталей. Это режим live photo девятнадцатого века, комикс — с одной иллюстрацией.
Не так важны исторические факты — у Репина важно почувствовать себя участником того, что изображено. На полотне "Прием волостных старшин..." в низу в центре между мужиками даже зияет промежуток - свободное место. Специально, что бы ты подошел и вошел. Это совершенно уникальный опыт, такое не испытаешь от книги, фильма или от видеоигр. Это как шутки на английском языке — вдвойне смешней от того, что ты понял, о чем речь. Пожалуйста, приходите на выставку только за этим. Вообще, на выставки.
Человек входит в зал, хватает аудиогид, стоит столбом у полотна, слушает, как на него выливаются факты: это такой-то период, повлияли такие-то люди, работал он так-то. Стоп. А зачем это написал художник? Зачем Я на это смотрю?
Конечно, важен и контекст, и эстетика. Но в первую очередь, любое выставленное полотно выражает суть, разрывает плоть, выбивает стремянку из-под ног привычного, выражает то, что невыразимо, доступными только ему средствами, подмечает то, на что вы не обращали внимание.
Оставьте форму искусствоведам, ловите суть. И ловите кайф.
#репин#новаятретьяковка
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/ilya-repin/