Информационные технологии 21 века принесли нам не только новую интеллектуальную среду, качественное улучшение процесса вычислений, контроля и обработки данных, но и психоэмоциональные проблемы взаимодействия с информационными потоками.
Особенное беспокойство вызывает привязанность детей и подростков к коммуникативным устройствам – смартфонам и компьютерам. Конечно, привязанность вызывают не сами устройства, а возможность детей взаимодействовать особым для них способом с внешним миром. И этот мир очень важен для ребёнка, возможно, так же, как и мир вашей семьи, ваших увлечений.
Стоит заметить, что проблема не нова: детская привязанность к чему-либо развивалась и раньше, задолго до появления компьютеров. К подобным зависимостям можно отнести старые дворовые игры: кости, лапта, карты и т. п. Безмерное чтение тоже можно отнести к не очень здоровой зависимости.
Персонажи мультфильмов, игр, сетевые знакомые наполняют эмоциональный мир ребёнка не всегда с положительным эффектом. И хотя исследования показывают, что компьютерные игры и сетевое общение имеют некое положительное влияние на мышление человека, тем не менее для многих родителей, чьи дети не могут оторваться от мультиков или компьютерных игр, подобные увлечения доставляют оправданное беспокойство.
Можно сказать, что как только ребёнок получил необходимый положительный объём информации, он должен переключиться на другую сферу деятельности. Радикальные меры физического наказания, что будет хуже предмета увлечения, или выкидывания смартфонов мы рассматривать не будем (новое исследование по теме*), ограничимся рекомендациями и опытом.
1. Если у вас ещё маленький ребёнок, от года до трёх, то в ваших руках возможность поддержки и направления природной любознательности в правильном русле. Не стоит полностью запрещать взаимодействие с гаджетами, т. к. позднее знакомство может вызвать более сильную зависимость. Ребёнок в раннем возрасте эмоционально привыкает к окружающим предметам, в т. ч. к телевизору и смартфону, и с большей вероятностью будет относиться к цифровым устройствам как к средствам получения информации, а не эмоционального удовольствия. Неплохо, для примера, следить и за собственным характером сетевого общения.
2. Для детей постарше, от 3-х до 5-ти лет, взаимодействие с телевизором и смартфонами может принести значительную пользу в освоении мира только при правильном регулировании этого процесса. Это тот возраст, когда родители ещё легко могут контролировать и время, и содержание получаемой ребёнком информации. Лучше, если часть времени компьютерных игр родители проводят вместе с ребёнком. Так они могут не только лучше влиять на эмоциональное состояние ребёнка, но и проследить его. Правильно подобранные для этого периода передачи и игры помогают ребёнку получать массу полезной информации, осваивать нормы социального поведения, получать уроки правильной речи, приобретать практические навыки.
3. Для детей постарше, школьного возраста, требуются более тонкие методы влияния, особенно если в маленьком возрасте была упущена эмоциональная связь с ребёнком. И хотя школьников занимают и школа, и дополнительные занятия, часть детей попадает в значительную зависимость от компьютерных игр и сетевого общения. И хотя автор статьи - сторонник радикального запрета социальных сетей для несовершеннолетних (на основании физиологической и социальной незрелости, которая не позволяет ребёнку полноценно и безболезненно обрабатывать внешнюю информацию), реальность требует учёта того, что существует. Если у ребёнка есть "закадычные" друзья и они общаются через социальные сети, то полный запрет требует серьезных аргументов. Родители, разумеется, имеют право полностью контролировать переписку и всех сетевых «знакомых». Ребёнку надо объяснить, что это требование закона и если он будет возражать, то у родителей будут большие неприятности и, соответственно, у самого ребёнка. Обычно у ребёнка есть научные или технические интересы: неплохо определить его в соответствующий кружок или клуб, это значительно займет его эмоциональную сферу и про сетевые «развлечения» он будет вспоминать реже.
Конечно, все дети разные, но каждому надо говорить о разностороннем развитии, о необходимости расти полноценным и здоровым человеком и, по возможности, способствовать этому. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, если поведение и увлечения детей вызывают беспокойство.
Исследования
- Как долго детям разрешается играть в видеоигры?https://www.sciencedaily.com/releases/2016/09/160909112006.htm
- Ученые МГУ И РАО назвали оптимальное время использования гаджетов для детей
https://scientificrussia.ru/articles/ucenye-mgu-i-rao-nazvali-optimalnoe-vrema-ispolzovania-gadzetov-dla-detej
- Школа, здоровье и поведение страдают, когда у детей есть телевизор и видеоигры в спальне. ttps://www.sciencedaily.com/releases/2017/09/170926091550.htm
- О пользе видеоигр. https://medicalxpress.com/news/2013-01-video-games-benefit-children.html
- FDA одобрило первую рецептурную видеоигру - для детей с СДВГ
https://www.theverge.com/2020/6/15/21292267/fda-adhd-video-game-prescription-endeavor-rx-akl-t01-project-evo
- Электронные игры - сколько слишком много для детей? https://medicalxpress.com/news/2017-07-electronic-gameshow-kids.html
- * Исследование 400 подростков обнаружило мало доказательств, связывающих чрезмерное использование смартфона и психическое здоровье
https://www.sciencedaily.com/releases/2019/08/190823140736.htm?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook
- По данным большого исследования, дети, которые проводили около экранов менее двух часов в день, лучше справлялись с тестами памяти, мышления и языка, чем дети, которые больше находились у экранов:
https://www.sciencenews.org/article/survey-raises-worries-about-how-screen-time-affects-kids-brains