Найти тему
I'm a teacher... Я - учитель!

Что такое "ОБЪЯСНЕНИЕ" или как донести до ребёнка учебный материал

За своё время я прочитала очень много книг по методике и не только. Но ценную информацию найти было сложно, или я ещё до неё не созрела, или просто не умела читать так, чтобы "зреть в корень" проблем.

Поэтому я отпустила ситуацию и просто стала наслаждаться самой книгой, как искусством. Во время чтения начали появляться какие-то мысли, своё видение ситуаций, иногда совсем отличное от автора.

Пару дней назад второй раз перечитала книгу "Искусство объяснять" Ли Лефевера, которая вошла в мой Топ-5 книг. Спешу поделиться своими свежими инсайтами:

  • На своих уроках нам постоянно приходится что-то объяснять, но мы никогда не задумываемся, а что же такое "объяснение"? Мы презентуем новый материал, используя описания, определения, инструкции, детализации, отчёты и иллюстрации. Но это всё используется лишь для повышения эффективности наших объяснений. Это всё НЕ является объяснением. Вот это был для меня шок, поскольку всегда считала, что объяснить - значит описать, проиллюстрировать или дать определение и привести примеры.
  • Согласно автору, процесс объяснения требует умения поставить себя на место другого человека. То есть нам следует вжиться в роль незнающего человека и объяснить тему так, как, если бы он сам к ней смог прийти шаг за шагом. Мы должны выдавать ему факты. Теперь понятно, почему дети не всегда могут понять ту или иную тему. Просто они где-то перепрыгнули несколько ступенек, а мы про это уже не думаем, к сожалению.
Отличный пример — умение показывать дорогу... Некоторые люди способны «забыть» то, что им хорошо известно, и сосредоточиться на предметах, которые будут встречаться водителю за каждым поворотом. Создание хорошего объяснения невозможно без умения отдалиться от собственных представлений и встать на точку зрения слушателей. Этот процесс основан на эмпатии — способности понимать и разделять чувства другого человека. Лишь взглянув на мир глазами водителя, не знакомого с вашей местностью, мы сможем помочь ему почувствовать себя как дома.
  • У любого объяснения есть главная цель - представить идею так, чтобы она заинтересовала людей, так как только заинтересованные люди стремятся узнать больше! Мы же привыкли для этого использовать лишь разнообразные формы работы, а не способы объяснения нового материала.
  • И основная беда наших объяснений - мы не сможем объяснить всем, чтобы каждый понял как надо. В классе по 20-25 человек и у них свой уровень (все на разных ступеньках), мы не сможем "поставить себя на место" каждого из них. В этом кроется причина неудач всех наших попыток объяснить 100500 раз.
Но главная проблема в том, что вы не знаете, на каком уровне владеет материалом каждый участник... То, что хорошо известно одному, может оказаться совершенно новым для другого.

Даже не поспоришь с такими аргументами!

Коллеги, так как нам быть и что делать в этом случае?

Как же научиться объяснять, если этому в университетах даже не учат?

Автор утверждает, что это просто! Нужно лишь планировать свои объяснения. Но это совсем другая история для новой статьи.

А чтобы не пропустить продолжение - лайк, подписка и не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях. Мне будет очень приятно) Спасибо, что читаете. Жду ваши мысли в комментариях...