На просторах интернета гуляет множество занимательных историй и баек, претендующих на достоверность, которые, естественно, находят и своих сторонников, и критиков. Одна из них очень забавна и, по крайней мере, красочна и интересна.
Разумеется, многие и российские, и особенно украинские любители истории восприняли её с восторгом, не подвергая сомнению. Звучит она так. Европа тогда была охвачена Тридцатилетней Войной (1618 - 1648). В один из её периодов Франция обратилась к союзной Речи Посполитой с просьбой о помощи против Испании, союзницы Габсбургов. Поляки и так были обессилены недавней войной против Московии, поэтому предложили французскому послу в Варшаве графу де Брежи попробовать договориться с Богданом Хмельницким о найме запорожских казаков.
Соглашение было достигнуто, подписан договор о службе на два года (1644-1646) и полк казаков в 2500 человек отбыл на "чайках" в Кале. Французы тогда долго и безуспешно осаждали Дюнкерк, и казаки предложили предоставить им возможность решить эту проблему. И провели блистательную операцию. Причём, описана она в деталях.
Ближе к ночи казаки на нескольких "чайках" и французских галерах пошли якобы на штурм крепости, вызвав на себя тем самым атаку испанской патрульной эскадры, которая превосходила их числом, и начала окружать. Дальше всё происходило в лучших традициях боевиков про спецназ. Казаки пошли на хитрость, выкинув белые флаги, как бы сдаваясь, и в полной боеготовности затаились в трюмах. Подпустив ближе прекративших огонь испанцев, они пошли на абордаж.
Ошеломив испанцев такой дерзостью и испугав своим яростным экзотическим видом, с оселедцами. в одних шароварах, они быстро одержали верх в рукопашной, взяв в плен в том числе и находящегося на одном из кораблей коменданта форта. Его заставили подняться на мостик, а испанских матросов на палубу, опять затаившись в трюмах, и без всяких препятствий и единого выстрела вошли в крепость. Дальше дело техники. Неожиданная атака, открытие ворот для находившегося наготове подкрепления - и вуаля, Дюнкерк взят.
Командовал казаками легендарный атаман Иван Сирко, прославленный тем, что не потерпел ни одного поражения во множестве битв (ставший впоследствии и героем устного казацкого фольклора, приписывающего ему даже сказочные паранормальные способности. Он и растворяться невидимкой умел, и пули налету ловил, и чего только ни делал. Хотя существовал в действительности, был отличным воином и наводил ужас на врагов. К примеру, турки его называли "урус-шайтан").
Ещё забавная деталь - как раз тогда под Дюнкерком воевал и Шарль де Батц де Кастельмор, граф д'Артаньян, увековеченный потом Александром Дюма. Восхищённые мушкетёры салютовали запорожцам и кричали "Виват!". Дамы, как водится, в воздух чепчики бросали. В общем, полный триумф.
Красиво и вполне реалистично. Хотя некоторые польские историки говорят, что никакие запорожцы ни в каких операциях не участвовали, а были только польские подразделения. А что говорят не вызывающие серьёзных сомнений сухие факты и документы об участии запорожских казаков в Тридцатилетней Войне ?
Прежде всего, они действительно принимали в ней самое активное участие. Причём, как с одной, так и с другой стороны. За тех, кто платит, по аналогии с современными ЧВК. И можно понять их востребованность в связи с их боевыми и диверсантскими навыками, которые были высоко оценены многими европейскими военными. Об их приёмах ведения боя, тактике и военных хитростях на суше и на море, поразивших европейцев, можно писать отдельную длиннющую статью. В свою очередь и казакам очень пригодился этот опыт военных действий в Европе, несомненно научивший чему-то новому.
Из более-менее зафиксированных участий запорожцев можно отметить несколько.
Польша не была продвинутой морской державой, поэтому шведы в несколько стычек расправились с их флотом и захватили флагман "Чёрный орёл". Король Владислав IV к обратился к "море знавшим казакам", с их большим опытом ведения войн с турецкими кораблями.
Полковник Запорожского Войска Константин Вовк и полторы тысячи казаков прибыли в устье Нёмана, с помощью местных мастеров построили 15 казацких "чаек" и столько же переоборудовали из рыболовецких судов. Затем была проведена характерная для них по дерзости операция. Ночью подкрались на "чайках" к шведскому флоту, обстреляли его из орудий, а самый крупный корабль взяли на абордаж и угнали. Польский король обменял его потом на свой флагман, захваченный шведами. Вскоре был заключен мир (шведы опасались этих головорезов, воюющих не по правилам). Казаки со всеми захваченными трофеями и с 15 000 честно заработанных золотых вернулись домой.
В следующем эпизоде они выступили уже за Габсбургов, в их противостоянии с турками. 10-тысячный корпус казаков разгромил вассала османской империи Молдавию, заставив её признать протекторат австрийцев.
Ещё чуть позже снова за Габсбургов. Чехи и трансильванцы уже осаждали Вену. Пришедший на выручку 10-тысячный корпус казаков лупит в хвост и в гриву будущих друзей по социалистическому лагерю и варшавскому блоку, в корне меняя положение на фронтах.
Далее 2000 казаков нанимаются к "генералиссимусу Священной Римской империи" Альбрехту фон Валленштейну в войне против Саксонии. Он высоко ценил их навыки, используя, в основном, в вылазках и глубоких рейдах в тыл врага.
Затем был так же воевавший на стороне Священной Римской империи 4000-тысячный корпус казаков под командованием полковника Тарасского, который сражался уже с французами в Люксембурге, Фландрии и Пикардии. Забавный был описан эпизод в еженедельнике «Gazette de France» в связи с этим периодом : " После первой неудачи «казаки напали на французов со страшным криком; наши люди (французы), не привыкли к такому крику, так испугались, что бросились бежать и отступили к болоту на другом берегу речки..."
Ещё эпизод. Двухтысячный кавалерийский полк запорожцев через реку Маас возле Вердена ворвался в провинцию Шампань, разгромил расквартировавшиеся там части французов и с богатой добычей вернулся к месту расквартирования австрийских войск — в Люксембург.
А дальше возникли неприятности с работодателями, в данном случае с австрийцами. Договорённости те нарушали, зарплату задерживали и платили гораздо меньше, чем обещали, пока вообще не перестали. Всё это вызвало вполне понятное недовольство, и запорожцы, в конце концов, просто сворачиваются и оставляют части. В Силезии побуянив напоследок против самих австрийцев. Те, неблагодарные, снаряжают карательный корпус, и после стычки, закончившейся вничью, казаки переходят австрийско-польскую границу.
И уже после всех их приключений под австрийским командованием был вот этот описываемый эпизод с участием на стороне французов и антигабсбургской коалиции против испанцев. Если история со штурмом Дюнкерка вызывает споры и сомнения, то сам факт соглашения (даже с оговоренными расценками для рядовых и командиров) между французами и Богданом Хмельницким был. И 2500 казаков во Фландрии воевали. Под начальством принца Конде. Чему есть свидетельства и даже восторженные отзывы. Встречались свидетельства и об участии отдельных казачьих соединений также и на стороне испанцев и фламандцев уже против французов. С французами тоже возникли финансовые разногласия о размере оплаты за оказываемые услуги...
Иногда сама жизнь преподносит такие сюжеты, в сравнении с которыми меркнут любые приключенческие романы. Вряд ли мы уже узнаем, сражался ли наш лихой казачий атаман плечом к плечу с их отважным капитаном королевских мушкетёров против напыщенных испанских грандов...Но вполне возможно, что имели место в той всеевропейской войне и не менее интересные эпизоды с участием запорожских казаков.