Найти в Дзене

Отдыхать, так в скаутском лагере

Оглавление

Архивная статья Людмилы Милютиной изъ газеты «Утро вечера мудренѣе» (№ 36 от 19 сентября 2002 года, с. 3). По прошествіи болѣе 15 лѣтъ, это уже интересный историческій матеріалъ. Многимъ причастнымъ къ скаутскому движенію въ Керчи и знавшимъ Сталину Даниловну Явчуновскую (14.03.1941–06.11.2016) будетъ интересно. Немало сказано о 18-лѣтнемъ Маркѣ Маховѣ, который умеръ примѣрно черезъ полгода отъ саркомы (12.02.1984–26.02.2003). Упоминаются также старшіе скауты Александръ Гавриленко, Денисъ Мамаевъ, Вячеславъ Демченко, Олегъ Рѣшетниковъ.

Страница газеты
Страница газеты

Поехали

Однажды мой знакомый на информацию, что я еду в отпуск по городам «Золотого кольца», вскинув брови, молвил: «Ты что, старушка, по таким местам бродить? — „посмотрите налево, посмотрите направо“. Это хорошо делать, когда тебе за 60 и твой друг палочка. А в твои 30 надо: в горы, на байдарках, в походы, с парашюта…». Я покачала головой и, хотя намерение выполнила, задумалась.

В моей жизни случались походы, турслёты, КСП… Но вот минуло 10 лет, и нам предложили провести отпуск в скаутском лагере с романтическим названием «Генеральские пляжи». Тогда и вспомнились слова знакомого. Вроде до пенсии ещё далеко, а почему бы и нет? Представление, правда, смутное было, что это такое — скаутский лагерь? Больше привлекало название — Генеральские пляжи. Знали только, что база располагается на берегу Азовского моря под Керчью. Поехали.

В Керчи автобус, набитый до отказа молодёжью, вместе с нами попылил к месту назначения. Шум, гам, ребята в предвкушении новых открытий и приключений. Надо сказать, для нас, жителей зелёного Подмосковья, выжженная южным солнцем степь — всегда некоторая неожиданность.

Миновали село Дачное. Но вот автобус остановился, и все в замешательстве и лёгком испуге стали озираться по сторонам. Кругом всё та же степь, и только небольшой зелёный оазис, где деревья можно пересчитать, не тратя много времени, и немного строений говорили о том, что здесь кто-то живет и что-то происходит. Украшения — огромная бочка на горе, именуемая наутилусом, и раскидистая, просто шикарная шелковица. Как потом выяснится, ёмкость водружена для сверхценного сырья — питьевой воды, что сюда завозят машинами. В округе, где море солёной воды, большая проблема с пресной. Первое знакомство с представителями скаутского движения, палаточным городом и домом, где нам предстояло жить. Все удобства, как и полагается, — на улице. Что ж, поживём, увидим!

Хлеба и зрелищ

Что испокон веков хочет человек? Правильно, образно говоря, хлеба и зрелищ. С хлебом насущным здесь было всё в порядке, да и не за этим сюда ехали. Другое дело — сервиса слегка не доставало, но быстро обнаружилось, что без него тоже можно обойтись, если есть впечатления. Купание в море, загорание — это хорошо, но мало. И вот, приглядевшись, куда идёт и чем занимается молодое население лагеря, решили не отставать и сделать заявку на все мероприятия сразу. И мы получили то, что хотели, и выиграли! А заодно познакомились и подружились с ребятами, определяющими политику в лагере.

Азовское море, Мама Русская, у озера Чокрак
Азовское море, Мама Русская, у озера Чокрак

Первый поход я запомню навсегда. Утром ушли к некрополю, где тысячелетие назад были захоронены древние греки. Вот уже и степь не кажется такой тусклой и бесцветной. Есть цветы, поражающие своей стойкостью и гаммой красок. По пути наш сопровождающий Марик рассказывает разные истории, задает вопросы. Он неплохо знает историю своего края, а тема греков в Крыму для него излюбленная. Живя у Древнего городища и часто общаясь с археологами, парень проникся уважением ко всем этим черепкам и осколкам древнего мира. Интерес рос и вылился в тягу к большим познаниям. Практически все походы по окрестностям проходят с его участием, и Марик, выпускник школы, знает, что показать отдыхающим, как поставить вопрос и оставить след в их душе. О нём и в лагере говорят с особым почтением. Его любят дети, к нему тянутся и взрослые. В скауты он записался в пятом классе — понравилась идея выживания в экстремальных ситуациях, единение с природой… И вот теперь, помимо работы со скаутами, а он руководит взрослыми детьми, и ему поручено развлекать отдыхающих. Сразу оговорюсь, что все мы, прибывшие из России, относимся к этой категории, и средства, вырученные от нас, идут на развитие их базы и скаутинга в целом. Для отдыхающих детей разработана целая программа: ночные игры в степи, походы, спортивные состязания на лагерной площадке, катание на лодках, ловля рыбы и мидий, посиделки у костра и т. д.

Место захоронения греков ничем не выделяется. Марик же знает каждый лаз. Спускаемся. Стены из местного камня, возвышенность, где должен лежать умерший много лет назад грек. Но только кое-где находим косточки. Есть места малодоступные, и туда спускаются только отважные. Впечатляет, но не долго.

Молитва и поднятие флага
Молитва и поднятие флага

На обратном пути нас ожидает сюрприз. Заходим в Коровью бухту, и Марик демонстрирует, как надо охотиться за мидиями. Мне поручена ответственная работа — собирать их в мешок. Но вот кто-то потревожил змеиное гнездо, и все бросились от плавающих гадов наутек. А потом развели костер и зажарили дары моря. Ох, и вкусно! Недалеко стоит колодец. Но, увы, пить из него нельзя — заброшен. Когда-то глубина подобных источников воды достигала двух метров, сейчас едва дотягивает до 50 см, и туристы используют их в качестве холодильника или вообще забрасывают мусором. Так что всю воду таскаем с собой. Марик поясняет, что на побережье есть даже античные колодцы. К сожалению, из-за нехватки пресной воды люди покидают побережье, и развитие туристического бизнеса здесь не ощущается.

Усталость валит с ног. Но впереди ночное купание и ребячья дискотека, от которой не уснуть до утра.

К лечебным грязям повёл нас тоже Марик. Несмотря на то, что озеро Чокрак располагается совсем рядом, он сказал, что лучшие грязи — дальше. Шли долго. Добравшись, пустились во все тяжкие, перемазавшись с ног до головы. Некоторые белого места на себе не оставили, хотя область сердца и лицо рекомендуют всё же оставлять в покое. Здесь же испили какой-то целительной силы воды, выслушали очередной рассказ гида о чудодейственных грязях и пустились в обратный путь. Оказывается, когда-то в этих края не зазорно было отдыхать людям царской фамилии. Курорт процветал, и во всю шла добыча лечебной грязи. Кстати, кожа от неё становится гладкой и приобретает золотистый оттенок.

Грязевое озеро Чокрак
Грязевое озеро Чокрак

«Нет, на скалы не полезу!» — решила я. Но посмотреть-то можно. А они, мальчишки и девчонки от 10 и старше, поднимались всё выше и выше. Каждый по-своему и с разными результатами, но все с учетом инструкций опытных скаутских мастеров скалолазания Дениса и Александра. Они же и страховали. Примечательно, что все парни, которых внизу ждали девочки, явно ощущали себя героями. Хотя были и лихие представительницы прекрасного пола, достойно справившиеся с испытанием. Почти все делали это впервые. Каждого, покорившего вершину, встречали аплодисментами.

А ещё была рыбалка на чудном закате солнца, вечерние игры в волейбол, шашлык из осетра, пивко со здешней рыбкой и многое такое, что лучше делать, чем читать.

«Генеральские пляжи»

Название этому местечку дал народ. Оно совсем не вяжется с точки зрения многообещающего образа: комфорта, красочности оформления, ухоженности. Просто раньше здесь было что-то вроде элитной казённой дачи, где отдыхали офицеры и генералы с семьями. Некогда прекрасный дом с кустами роз на берегу скалистого моря разрушился, и осталось лишь несколько построек, не отличавшихся большой оригинальностью. Песчаный, малообитаемый пляж, отличная погода, море и удалённость от людей, вот, пожалуй, что привлекало и привлекает тех, кто любит уединение. Мы это оценили, когда на несколько дней съездили в Коктебель, благо это не так далеко. Там было хорошо, но слишком многолюдно, слишком галька колола и жгла ноги, а торговки надоедали… Одним словом, много навязчивого сервиса. Когда вернулись в свою тихую гавань, сердце стало биться ровнее, она показалась нам такой родной и желанной.

Пляж скаутского лагеря — домик военных на возвышенности
Пляж скаутского лагеря — домик военных на возвышенности

Когда же обосновались на «Генеральских пляжах» скауты, и что это за явление такое? С этим вопросом я обратилась к Вячеславу Демченко, зачинателю скаутского движения в Крыму. 32- летний Слава поведал: «Отслужив в 1989 году армию, я вместе с другом и одноклассником О. Решетниковым отправился в Прибалтику. Хотелось посмотреть, что это такое — скаутинг. Побывали в Риге, Таллине, наслушались общих слов, насмотрелись европейской экзотики и… вернулись домой с минимумом представления и максимумом желания совершить что-то большое и полезное. К счастью, на нашем пути встретился замечательный педагог и человек Сталина Даниловна, которая всегда поддерживала неординарность, неформализм. И когда пошёл общий процесс осознания ценностей, она поняла и приняла новое время и идеи. Будучи классным руководителем, она сумела создать среду, где раскрывались лучшие качества ребят, они были лёгкими на подъём, а творческая энергия у них буквально бурлила. Так появилась первая скаутская организация „Грифон“, руководимая Олегом. К слову сказать, сейчас он организует Братство православных скаутов. На первых порах было сложно. Городское управление образования обвиняло нас в антисоветизме, молча вставляло палки в колеса. Мы блуждали по подвалам, школьным кабинетам, в образе старых подпольщиков шили свои знамена, галстуки, шокируя своей неординарностью окружающих. Несмотря на это, ряды наши пополнялись. Ребят подкупала наша ставка на милосердие, самореализацию, лидерство. За основу взяли организацию коммуны, выбросив всё идеологические навороты. И пошло тимуровское движение: копали огороды, перетаскивали уголь, помогали немощным. Потом начались занятия. Учили детей, как вести себя при пожарах или если тебя задержит милиция. В походах устраивали соревнования — кто быстрее: поставит палатку, сторожевую вышку, обустроит бивуак. Все знали, как отличить ядовитую змею от неядовитой, что делать, если съел ядовитый гриб и т. д. А поскольку я сам пишу сценарии, даже публиковался в сборнике молодых прозаиков, то недостатка в сценарном и художественном оформлении наших праздников и сборов не бывает. Сегодня я занимаюсь больше методической работой. На смену пришли более молодые ребята. К примеру, Александр Гавриленко отлично справляется с работой инструктора. Лагерь арендуем на время летних каникул. Раньше стояли в Коровьей бухте, но число скаутов с 60 выросло до 300, и места, провизии стало не хватать. В 1996 г. при поддержке городского Совета мы заняли Генеральские пляжи. Военные не возражали, так как к тому времени здесь всё пришло в упадок и давно никто не отдыхал».

Денис Мамаев
Денис Мамаев

Начатую тему продолжил 24-летний Денис Мамаев, начальник скаутской дружины святого апостола Андрея Первозданного в Керчи. «Наша главная цель — воспитание гармоничной и полноценной личности. А для этого важна работа на природе, где человек раскрывается наиболее полно. Напомню, что история движения началась 90 лет назад. Видоизменяясь, меняя название, многое по сути сохранилось. В России из скаутинга родились сначала юки (юные коммунисты), а затем пионеры. Помните брошюру у Крупской „Скаутинг и детское движение“? Скаут — разведчик добрых дел. Во всём мире это слово почти неизменно и объединяет не только страны, но и народы.

Для того чтобы развиваться (наша главная задача сейчас расширить организацию в городе), нужны деньги, поэтому мы приняли участие и выиграли два гранта по программам: „Социально-психологическая реабилитация детей группы риска по скаутской методике“ и „Школа лидеров“».

Страница газеты, Махов Марик — в защитной форме
Страница газеты, Махов Марик — в защитной форме

Сталина Даниловна

Она встречает каждого, кто приезжает в лагерь. Всматривается, вслушивается, пытается понять. Судя по всему, ей это удается. О ней хочется рассказать особо.

Вы, наверное, уже догадались, откуда у женщины такое имя? Да, спасибо товарищу Сталину и, конечно, её маме, свято верившей, что он гений и святой человек. В семье вообще царил потрясающий дух патриотизма. Мама, будучи одной из первых пионерок Украины, побывала на первом съезде в Москве. Для отца, человека долга и чести, всегда на первом месте стояла работа. Он был хирургом в санатории под Херсоном, где лечили детей от костного туберкулеза. Поэтому, когда в 1941 г. родилась дочь, её, не задумываясь, назвали Сталина. Ей было всего полгода, когда немцы подобрались к родному городу Скадовску. Все были уверены, что война ненадолго, поэтому, когда эвакуировали детский санаторий, старшего братишку оставили с дедушкой и бабушкой, а кроху по-тихому увезли в направлении Харькова с собой. По дороге Сталина получила боевое крещение — её ранило, когда состав бомбили и он потерпел крушение. Детей все же удалось доставить в безопасное место. А девочка продолжила свой путь, только теперь уже в санитарном поезде, где не покладая рук работали родители. Так и росла среди солдат, свято веря, что Дед мороз — это солдат в шинели с ёлкой. Перед какой-нибудь решающей битвой её брали на танк или поднимали высоко над головами солдат, как символ всех детей Советского Союза.

Но война закончилась, семья воссоединилась, дети начали учиться. Брат бредил химией (он, кстати, стал доктором химических наук). Однако в школе не было должной базы. Тогда-то и встал вопрос — какой город выбрать? На семейном совете предложение Сталины переехать в Керчь получило поддержку. Когда они сюда прибыли, город представлял собой памятник войны под открытым небом, с разрушенными наполовину домами. И всё же решили остаться. Родители сразу же ушли с головой в работу. А Сталину в школу водила… собака, к которой её прикрепляли.

Прошло время. В 1972 г. Керчь стала городом-героем. И до сих пор самым почитаемым и народным праздником остаётся День Победы. 9 мая к горе Митридат идут все: от мала до велика. Керчь — одна из самых трагических страниц войны. Это хорошо усвоила и Сталина Даниловна. Где бы она потом ни работала, всегда считала своим долгом рассказывать подопечным историю Крымского полуострова, и Керчи в особенности. А всю свою жизнь она посвятила детям. Учитель основополагающих предметов — русского и литературы, блестящий организатор и воспитатель, Сталина Даниловна всегда видит и ценит в ребятах личность.

Вот поэтому, когда в городе появились первые скауты, она не просто обратила внимание, но и поддержала их, записав в скауты весь свой класс. И начались походы, экологические, патриотические и другие программы. Сегодня ребята по заданию научного института, занимающегося проблемами загрязнения Азовского моря, участвуют в акции «Чистая бухта». Чистят колодцы, родники, определяют источники загрязнения, собирают и вывозят мусор с побережья. Кроме этого, скауты измеряют скорость ветра, течения, протоколируют и вместе с другими данными отправляют учёным. А по просьбе симферопольских учёных, интересующихся проблемами дельфинов, обмеряют их.

Уборка пляжа перед началом сезона
Уборка пляжа перед началом сезона

Сталина Даниловна спокойна — она вырастила достойную смену, и, когда придёт время уйти на покой, ей есть кому передать это дело. А ещё она верит, что у лагеря есть будущее. Возможно, российские и украинские власти оценят однажды этот пока ещё дикий, а потому чистый и немноголюдный край и сделают его привлекательным для всех путешественников и людей, желающих хорошо отдохнуть и поправить своё здоровье.

Удачи вам, крымские скауты!