Как большой поклонник хорроров, я в бесконечном восторге от "Солнцестояния" (корявое какое название - оригинальное "Мидсоммар" в сто раз лучше). У меня были небольшие опасения, что после гениальной "Реинкарнации" второй фильм режиссера Ари Астера получится слабее ("Мы"-то у Джордана Пила откровенно хуже, чем "Прочь"), но мой скепсис был разбит в пух и прах - давно я не получал в кино такого удовольствия, как во время просмотра "Мидсоммара". Но, как человек ищущий и беспокойный, я не забываю о фильме сразу, как выхожу из кинозала, Киноведу в штатском же интересно поковыряться в требухе. Поэтому призываю и вас разложить увиденное по полочкам и понять, что же случилось в "середине лета" где-то в шведской глубинке...
Итак, главные герои фильма - студентка Дани, недавно пережившая потерю родителей и сестры, и ее бойфренд Кристиан - вместе с друзьями отправляются в Швецию, где в коммуне под названием Харга им предстоит понаблюдать за встречей старинного праздника. Небольшая деревушка встречает их цветами, угощениями, белыми одеждами и сладкоголосыми песнями на непонятном языке, но очень скоро гости понимают, что праздник имеет несколько непривычные для них корни и закончиться для чужаков может весьма печально. Солнцестояние обретает темные черты...
Что же произошло в концовке?
Окончание открывает зрителю, что Пелле, воспитанник Харги, специально пригласил своих американских друзей в общину, чтобы сделать их жертвами обряда и продолжить род. То же самое сделал и его брат Ингмар, приехавший из Лондона с парой своих знакомых. Чужаки, за исключением Дани и Кристиана, в течении недели были один за одним убиты после того, как совершили какой-то проступок: Саймон и Конни попытались уехать, Марк помочился на священное дерево, а Джош попытался сфотографировать священные книги без разрешения старейшин. В свою очередь Кристиан был выбран для спаривания с молодой женщиной из общины, а Дани получила корону Королевы Мая после участия в ритуальном танце.
Финальная церемония предусматривает человеческое жертвоприношение в желтом храме, в который прежде гостям заходить строго запрещалось. Восемь жертв выбираются общиной (четыре чужака и четверо своих), девятую должна выбрать Королева Мая, и Дани обрекает на смерть Кристиана, которого зашивают в медвежью шкуру и оставляют в храме. Жертвенный алтарь сгорает, а Дани, видимо, остается в общине в качестве ее нового члена.
Правила общины Харга
Вскоре после прибытия в коммуну Пелле излагает жизненный цикл своей большой семьи. Жизнь каждого члена общины делится на четыре сезона, каждый из которых длится 18 лет. Детство (весна) продолжается до 18 лет, с 19 до 36 лет (лето) молодые члены коммуны отправляются в паломничество, постигая новое по всему миру, с 36 до 54 лет (осень) они, вернувшись, трудятся на благо общины, а с 54 до 72-х (зима) главенствуют над ней в качестве старейшин. После наступления 72 лет старейшины добровольно расстаются с жизнью, бросаясь со скалы на камни, если смерть не наступает мгновенно, их добивают сородичи огромным молотом. Трупы умерших кремируют, а пепел рассыпают вокруг священного древа.
Скудный генофонд Харги регулярно пополняется извне - "паломники" время от времени привозят в общину чужаков и разбавляют кровь предков. Об этом герои упоминают, кстати, в самом начале фильма, когда обсуждают, почему шведские женщины так красивы - викинги раньше, якобы, из своих дальних походов привозили самых лучших женщин и оставляли их у себя. Разумеется, для продолжения рода используют только белых, поэтому Джош и Конни изначально были обречены, их везли только для принесения в жертву. Впрочем, в коммуне допускается контролируемое кровосмешение - у каждого поколения есть свой "незамутненный" оракул, который является плодом инцеста. И это подводит нас к самому главному...
Королева Мая и брачный ритуал
Ближе к финалу мы видим, что отношения между Дани и Кристианом окончательно развалились, а община усиленно работает над тем, чтобы окончательно разъединить бывших влюбленных - Пелле общается с девушкой больше, чем ее парень, в то время как Майя проводит ритуал приворота Кристиана. Суть ритуала зрителю раскрывают чуть раньше, когда гости рассматривают гобелен, на котором влюбившаяся в мужчину девушка сначала кладет ему под постель игрушку, затем запекает в еду лобковые волосы и разбавляет питье менструальной кровью, после чего привороженный влюбляется в ответ и оплодотворяет ее.
Майя соблюдает все необходимые пункты обряда, и Кристиан получает "благословление" старейшины Сив - ему разрешено возлежать с Майей на брачном ложе. Пока Дани танцует в безумном соревновании, Кристиан выпивает галлюциногенное снадобье, дорожка из цветов приводит его в сарай, где Майя ждет оплодотворения. Странный ритуал с "дыханием жизненной силы" и "пением страсти" заканчивается тем, что Майя объявляет о беременности, а использованный мужчина становится бесполезен.
В это время Дани участвует в танцах до упада, в которых девушки общины, одурманенные травяным чаем, пытаются устоять на ногах дольше остальных. Побеждает гостья из Америки, тут же провозглашенная Королевой Мая. Девушку украшают цветочными одеждами и грандиозным венком, усаживают во главе стола, а затем просят благословить урожай и скот. Когда ритуал практически исполнен, Дани вдруг слышит крики страсти из сарая, где занимаются сексом Кристиан и Майя, заглядывает туда и заходится в истерике. Молодые женщины Харги собираются рядом с ней и воют в унисон.
Жертвоприношение
Кульминацией праздника Середины Лета становится жертвоприношение девяти человек в обмен на девять зачатых во время фестиваля Мидсоммар младенцев. Согласно традиции коммуны четверо из девяти жертв должны быть местными, еще четверо - новой кровью, а пятый, самый важный объект ритуала должна выбрать Королева Мая между членом общины и гостем.
Четверо гостей к этому моменту уже были убиты - это пришельцы из Британии Конни и Саймон, а также друзья Кристиана Джош и Марк. Соо стороны местных жертвами стали уже погибшие двое старейшин, бросившихся со скалы, и два молодых человека: Ингемар и Ульф. Двух последних выбрали, как приведших в общину новую кровь, и здесь же, по идее, должен был оказаться Пелле, но его вместо сожжения одарили почестями - ведь именно он доставил в Харгу новую Королеву Мая. Кстати, мы можем предположить, что родители Пелле тоже стали жертвами подобного обряда несколькими годами ранее, ведь он рассказывал Дани, что его отец и мать погибли в огне.
Кристиан пытается убежать, но натыкается на тело Саймона, подвешенного и освежеванного в курятнике, теряет силы и самообладание и оказывается пленен мужчинами общины. Молодого человека парализуют и предоставляют Дани возможность выбрать между ним и случайным членом коммуны - кому отправиться в жертвенный костер. Девушка выбирает бывшего жениха, его зашивают в шкуру убитого медведя и усаживают на почетное место в храме.
Вместе с Кристианом в храме находятся останки или чучела остальных жертв - Джош к этому времени лишен ноги, которая посажена в саду, словно цветок, а от варка осталось только содранное с черепа лицо и скальп, украшенные шутовским колпаком (как тут не вспомнить детскую игру "Сдери кожу с дурака", за которой наблюдают герои в середине фильма). Паралихованный Кристиан в огне не может издать ни одного звука, а вот Ингмар и Ульф кричат, и община кричит и корчится вместе с ними. Дани, кажется, готова лишиться чувств, ее качает в тяжелом костюме Королевы, но чуть позже она успокаивается и даже улыбается в жутких всполохах пламени...
Почему Дани не спасла Кристиана?
У Дани в финале была возможность спасти своего молодого человека и отправить в огонь случайного местного, посчитавшего такую участь за привилегию. Но девушка решает убить Кристиана. Почему? Для начала стоит понимать, что Дани в момент принятия решения была не в себе - она пила дурман, танцевала до упада, одержала эмоциональную победу в ритуальном соревновании и тут же пережила тяжелую эмоциональную травму, застав своего молодого человека за изменой. Поэтому раздумья ее не стали длительными - Кристиан причинил ей сильную боль, и Дани решает избавиться от страданий самым радикальным образом. Больше того, для девушки очевидно, что община за неделю стала ей ближе, чем молодой человек, с которым она провела предыдущие четыре года - и если изгонять из мира Зло, то только такое, пришлое, а не местное. В этом кроется своеобразная справедливость.
Истинный смысл "Мидсоммара"
Наконец, мы подошли к главному - смысл фильма в обретении своего места в мире и включения в сообщество. В самом начале мы видим, что Дани изолирована от других и страдает в одиночестве. Она, очевидно, отдалилась от сестры и родителей, поскольку не почувствовала никаких признаков разрушения семьи. Она никогда не была счастлива с Кристианом (он умудрился забыть про ее день рождения и годовщину отношений, а Марк и вовсе подбивал друга ее бросить). Где бы девушка ни находилась, она чувствовала себя изгоем и аутсайдером.
Сцена из финала, когда Дани бьется в истерике в окружении "сестер" из общины, служит эхом к сцене из начала фильма, где девушка рыдает о гибели своей семьи, а Кристиан безмолвно и безучастно лишь занимает место в кадре. Это ровно то, о чем говорил Пелле - коммуна дает ощущение принадлежности семье и дому, которое Кристиан никогда не мог дать. В Хорге вообще принято делить все эмоции с близкими - община страдает вместе с теми, кто бросается со скалы, "горит" вместе с жертвами, заходится в экстазе вместе с любовниками, и рыдает в истерике со страждущими.
Вот почему Дани в последнем кадре фильма улыбается, несмотря на ужас и безумие, творящиеся за ее спиной. В начале фильма ее отвергали и избегали, теперь ее любят и ей поклоняются. Она лишилась родных, но обрела в Харге семью. Кристиан сгорел в храме, унеся из общины зло и горе, но он же забрал с собой и боль Дани. "Мидсоммар" для Дани закончил все плохое и открыл дорогу к лучшему - самым извращенным способом, конечно.
Реальность или вымысел?
В заключение не откажу себе в удовольствии немного покопаться в происхождении странных фантазий режиссера Ари Астера о кровавых шведских ритуалах. Давайте коротко изучим, насколько показанное на экране соответствует тому, что происходит на празднике Мидсоммар в реальности.
Да, такой праздник действительно существует, хотя в реальности он совсем не так кровав. Отмечают его во многих странах мира в промежутке между 19 и 25 июня, а в Швеции канун солнцестояния даже является национальным праздником.
Нет, Мидсоммар в Швеции отмечают не раз в 90 лет, а каждый год. Об этом говорит сам автор: "Я собрал в свой фильм множество обрядов и ритуалов со всего мира, но добавил капельку эксклюзивности, чтобы дополнительно стимулировать героев".
Да, коммуна Харга действительно существует, хотя и выглядит совсем не так, как в фильме. Название Астеру приглянулось прежде всего из-за связи со шведской легендой, известной под именем Харгалатен (Hårgalåten) - ее пересказывает старейшина перед началом танцевального соревнования. Якобы, в Харгу когда-то под видом странствующего музыканта пришел сам Дьявол и заставил местных девушек танцевать до смерти.
Да, многие скандинавские общины по-прежнему поклоняются природе, сооружают майские деревья, украшают жилища цветами и совершают символические жертвоприношения земле, воде и небу. Конечно, до крови дело не доходит, но руны используются и по сей день.
И, наконец, да, подобный показанному в фильме любовный приворот тоже реально использовался шведками еще какие-то сто пятьдесят лет назад. А традиция класть в канун Солнцестояния под подушку молодых девушек семь цветов, чтобы увидеть во сне своего суженого, существует до сих пор. Так что "Мидсоммар" лишь добавил традициям немного безумия.
В общем и целом - я в восторге. С нетерпением буду ждать режиссерский вариант картины - автор обещает, что будет выпущена специальная версия, на 30 минут длиннее кинотеатральной. Ну и теперь буду следить за тем, что Ари Астер будет делать дальше. Режиссер интересный и оригинальный.