Мог ли предполагать малоизвестный иллюстратор детских книжек, что на старости лет его жизнь круто изменится благодаря лишь изображениям собак? Вряд ли. Поскольку не важно, что писать, как говорят живописцы, важно, как писать.
Но в данном конкретном случае произошло именно так. Речь идет о серии Кассиуса Кулиджа (Cassius Marcellus Coolidge) «Собаки играющие в покер».
Хотя сегодня картины этой серии считаются культовыми в американской поп-культуре, на момент выхода серии (1903 г.) Кассиус Кулидж был совершенно неизвестен. Как потом шутили: «это без сомнения, самый известный американский художник, о котором вы никогда не слышали».
История умалчивает, откуда у Кулиджа появилась идея своей самой первой картины с собаками играющими в покер. (Poker Game, 1894).
Некоторые критики полагают, что возможно он был вдохновлен работами Микеланджело Меризи да Карава́джо и Сезанна, у которых также есть изображения сцен карточной игры - хотя на них изображены люди, а не собаки. Эта первая картина возможно так и осталась бы никому неизвестной. Только спустя почти десятилетие, в 1903 году, издательский дом «Brown & Bigelow» заказывает у 60-ти летнего художника промо-материалы для рекламы табачных изделий.
Художнику был дан полный карт-бланш на выбор сюжета и реализацию. Будучи иллюстратором детских книг, он совмещает несовместимое: милая и смешная детская картинка, развлечения среднего класса в виде игры в покер и рекламу сигар и трубок (на всех картинах в том или ином виде присутствуют сигары и трубки).
Идея была одобрена заказчиком и работа закипела. В результате, мир получил серию «Dogs Playing Poker» (Собаки, играющие в покер) включающую в себя самое первое полотно «Игра в покер» (1894 г.), а также 16 других картин маслом, заказанных «Brown & Bigelow» (1903 г.), и еще одну картину 1910 года.
Все восемнадцать картин показывают комичных, «очеловеченных» собак, если хотите собак «с человеческим лицом», однако лишь одиннадцать из полотен фактически изображают собак играющих в покер. Без сомнения, производители карт и виски изрядно лопухнулись, что вовремя не подсуетились.
Серия вышла в виде рекламных плакатов, календарей, открыток и этикеток сигарных коробок и быстро стала очень популярной в США. Сегодня, «собаки Кулиджа» с их выразительными «лицами», сигарами, трубками и виски уже стали культовыми и их можно увидеть всюду, от футболок, до сувенирной продукции и домашнего текстиля. Репродукции картин серии часто можно наблюдать в заведениях имеющих отношение к азартным играм.
Надо сказать, критики оценили серию весьма прохладно, но народу, что называется "зашло". Сюжеты картин действительно забавны и поучительны.
Как мы видим, сенбернар явно блефует, со своей жалкой парой двоек. Остальные, что-то почуяли и пытаются понять, блеф или не блеф.
А вот и развязка. Блеф удался, и сенбернар сгребает выигрыш. Как выразительны их «лица». Так и слышится:
-Я так и знал!
- Я же говорил, блефует!
- Давно не ощущал себя таким болваном, чуял же, что не может быть там сильной карты!
Пожалуй, одной из самых известных картин серии является полотно «Друг в беде».
Как мы видим, два маленьких бульдога решили поиграть на пару против «больших парней». Судя по их фишкам, они явно выигрывали всю игру и понятно почему. Белый бульдог тайно передает напарнику четвертого туза для каре.
А вот настоящая трагедия покериста – проигрыш на сильной карте.
Как мы видим, бубновый Стрит-флэш «бьет» каре из тузов. Все похоже в шоке, лишь победитель ликует.
Похоже, Кулидж явно поигрывал в покер. Все картины написаны с большим знанием дела и психологии игры. Не забыл он и о отношении жен, к развлечениям мужей.
Как мы видим, кое-кто получил по хребту зонтиком, за то, что соврал о больном друге, которого обязательно надо проведать. Остальные «прикинулись ветошью» и берегут фишки.
Ну что сказать, жизненно, весело, интересно. А вы как думаете?