Градозащитники просят губернатора Никитина защитить памятник федерального значения
Процесс реституции в Нижнем Новгороде из возврата старой церковной собственности фактически трансформировался в приобретение нового имущества и земли. Так случилось с знаменитым Острогом, который местной епархии никогда и не принадлежал. Тем не менее, по данным «Правды ПФО», целиком или частично этот комплекс, расположенный в самом центре приволжской столицы, могут передать под архиерейский надзор. Нижегородцы уже бьют тревогу и пишут письма губернатору Никитину с просьбой защитить тюремный замок, а в митрополии заняли оборонительную позицию, настаивая, что заберут не весь музей-заповедник, а «лишь домовую церковь». Проблему градозащитники видят в том, что храм занимает сразу два этажа здания, и в случае его передачи в церковную собственность это может наложить ограничения на посещение Острога и проведение там светских мероприятий. Негативный информационный фон вокруг аппетитов митрополии, судя по всему, напугал Росимущество, которое в ожидании реакции региональных властей пообещало не делать пока никаких резких движений.
Нижегородская митрополия сегодня напоминает человека, пережившего сильный голод, который при возможности откладывает на будущее любой съестной кусок: будь то дореволюционное здание, принадлежащее епархии, или новые земельные наделы, никогда ранее не относившиеся к РПЦ. Понять служителей культа можно: церковь живет от гонения к гонению и сегодняшний фавор у власти в любой момент может закончиться. А вот принять этот передел собственности многим трудно.
Особенно после скандальной передачи Дома офицеров в казну нижегородской епархии или когда священнослужители покусились было на здание консерватории. История с застройкой зеленых зон тоже стало болевым моментом для горожан, так как сложно сделать правильный выбор между чистой душой и чистыми лёгкими.
Градозащитники не исключают, что нижегородский Острог может навсегда стать закрытой территорией
Фото 2gis.ru
Трудно определиться и с тем, кто должен владеть нижегородским Острогом, являющимся памятником федерального значения? В 1981 году этот комплекс вошел в состав Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). В 2008-м его полностью отреставрировали на средства федбюджета.
«В Росимуществе решили, что надо предложить РПЦ всё (как хорошему инвестору, который может содержать объект культурного наследия). И решили сделать это не тогда, когда острог был в плохом состоянии, а когда он отреставрирован за бюджетный счет, – обращает внимание член научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Анна Давыдова. – Но проблема даже не в этом, а в том, что Русская православная церковь претендует на то имущество, которое должно быть доступно всем. Если в острог придет РПЦ, доступ туда, например, другим конфессиям будет закрыт».
Эксперт напомнила о ситуации с усадьбой Дадиани-Башкировых, которая расположена в Зименках. Это объект культурного наследия, где, кстати, раньше находился санаторий, после передачи в собственность РПЦ стал… новой резиденцией митрополита Георгия. По понятным причинам, свободного доступа к памятнику истории и культуры у нижегородцев теперь нет. Анна Давыдова не исключает, что подобное может произойти и с нижегородским Острогом.
«Мы очень надеемся, что область решится взять на баланс этот объект, который может быть использован для музейных и других культурных проектов. Конечно, в Нижнем Новгороде найдется, что разместить на этих площадях. Можно основные фонды, а можно организовать и открытое хранение – это новый интерактивный вид музея. Вариантов много, а проекты должны предложить уже музейные работники. Главное – дать им такую возможность, – убеждена Анна Давыдова. – Можно будет привлечь каких угодно профессионалов. Но этого сделать нельзя до тех пор, пока помещения острога забронированы за РПЦ».
Усадьба Дадиани-Башкировых стала усадьбой митрополита Георгия
Фото kartarf.ru
Чтобы привлечь внимания общественности к проблемам тюремного замка, нижегородские градозащитники решили обратиться с открытым письмом к губернатору Нижегородской области с просьбой сохранить этот объект культурного наследия для горожан и способствовать передаче его из федеральной собственности в областную, сохранив при этом светскую функцию старинного здания. В документе особо подчеркивается, что оно строилось на деньги МВД и "Обществ попечительных о тюрьмах" и никогда не находилось в собственности Русской православной церкви.
В Росимуществе «Правде ПФО» подтвердили, что в их аппарате «находится заявка Нижегородской епархии по вопросу передачи в безвозмездное пользование "Домовой церкви Всех скорбящих Радости", составляющей часть помещений подвала, первого и второго этажей острога». Бывший тюремный храм был построен в 1849-1851 годах.
Учитывая историческую ценность здания, чиновники пообещали не делать резких движений, обратив наше внимание на то, что пока Острог закреплен за федеральным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (АУИПИК). «Помещения могут быть переданы только после прекращения права оперативного управления учреждением, а такие согласия Минкультуры России и "АУИПИК" в Росимущество не поступали», – отметил информированный источник в федеральном ведомстве.
В епархии «Правду ПФО» тоже попытались заверить, что никакого передела собственности не планируется. Мол, Острог сохранит свою историко-культурную функцию, так как речь идет лишь о передачи в собственность домовой церкви "Всех скорбящих Радости". «Мы пока только заявку направили, никто ничего ни у кого не отнимает», – категорически заявили в окружении митрополита Георгия.
Анна Давыдова не видит связи между церковью и Острогом
Фото niann.ru
«Я очень надеюсь, что в вопросе с частичной или полной передачей Российской православной церкви объекта культурного наследия Нижегородский острог возобладает здравый смысл. У РПЦ есть немало культовых сооружений в центральной части Нижнего Новгорода – и в Советском районе, и в Нижегородском. Не думаю, что передача помещений тюремной церкви в остроге существенно повлияет на удовлетворение нужд прихожан, – отмечает доцент кафедры теории политики и коммуникации ННГУ им. Лобачевского, доктор исторических наук Артём Фоменков. – Конечно, у церкви найдутся средства, чтобы содержать этот ОКН в должном порядке, и она вполне могла бы быть добросовестным собственником такого объекта. Но мы видим, что подобные решения сегодня нередко вызывают в обществе непонимание. То есть, речь не о том, что церковь испортит памятник культурного значения, а о том, что общество видит в действиях РПЦ стремление к излишней клерикализации государства. Конфликты на религиозной почве властям региона ни к чему. Глеб Никитин был избран во многом благодаря тому, что имел кредит доверия со стороны нижегородцев, и растрачивать этот кредит, поддерживая такие неоднозначные решения, вряд ли имеет смысл».
Реакция областных властей на перемены в статусе Острога, где когда-то отбывали наказание Максим Горький, Владимир Короленко, Феликс Дзержинский, Яков Свердлов и Петр Заломов, пока неизвестна.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.