Жак Тати, 1967
О чем этот фильм? Да ни о чем. Это визуальная комедия. Еще говорят, это архитектурная комедия - как если бы весь Париж действительно застроили по безумному проекту Корбюзье. Вот это был бы ужас-ужас!
На мой взгляд это комедия движения - люди и предметы то сталкиваются, то чудесным образом избегают столкновения. Диалогов осмысленных нет - только здравствуйте-до свидания-извините-очень рад. Одна чистая кинематика. И это прекрасно!
Сюжета как такового нет. Один чудак мыкается в новомодных стеклянных офисах и домах -- "Люди! Ну кто так строит?" -- почти как в "Чародеях". Сначала никак не может догнать б̶е̶л̶о̶г̶о̶ ̶к̶р̶о̶л̶и̶к̶а -- какого-то очень занятого эффективного менеджера. Но в итоге они все-таки пересекаются, дело улажено. В роли чудака - сам Жак Тати.
Параллельно одна красивая американка , тоже немного не от мира сего (почти как наша Веденеева в "Здравствуйте, я ваша тетя"), блуждает в том же пространстве. Они мимолетно встречаются и расстаются. Все! Даже не целуются.
В конце концов все герои попадают в только что открывшийся ресторан, где все было сделано наспех и поэтому все отваливается - и это очень смешно. Тут ситуация доходит до полного абсурда, почти как у Бонюэля в "Скромном обаянии буржуазии". Но по-другому -- гротеск без сатиры.
Критики чего-то там бубнят про обличение буржуазного мира, бездуховность, но вы не верьте. Режиссер мог бы снять такую же вещь не в Париже, а Рязани или в любой деревне. Его просто забавляют картинки, которые складываются при движении людей.
Кстати, Жак Тати -- на самом деле Татищев, Его дед, Дмитрий Александрович Татищев, прижил своего ребёнка от некой «циркачки», хотел даже официально признать, да не успел. А дядя, чтоб не разбараривать родовое имущество, сказал, что всяких цирковых нам в роду не надобно. Матери-циркачке приходилось очень туго: А. А. Татищев, пензенский губернатор, деньги ей на ребёнка выплачивал нерегулярно.
Фильм снимали аж три года, выстроили огромные декорации - имитацию Парижа, целый город Тативиль - так его называли. Бюджет по тем временам был запредельный - 17 миллионов франков.