В самом конце 1942 года в Сталинграде была окружена 6-я армия Фридриха Паулюса. И хотя у Красной Армии недоставало сил для прорыва тактической обороны противника и уничтожения группировки, судьба немцев под Сталинградом была фактически предрешена. Сталин посчитал этот момент переломным в войне и достаточно важным, чтобы наконец претворить в жизнь дано вынашиваемую идею о возврате в армии погон и офицерских званий.
От погон к петлицам и обратно
Погоны, существовавшие в русской армии с петровских времен, были отменены в 1917 году. Как и звания – даже само слово «офицер» стало считаться опальным. Вместо этого стали использоваться должности: комполка, комдив. комкор и т.д. В качестве знаков отличия использовались петлицы с медными квадратами – «кубарями», прямоугольниками – «шпалами», треугольниками и ромбами, которые жаргонных прозвищ не получили.
Но возврат погон не был решением спонтанным. В 1935 году было введено звание Маршала СССР, а в 1940 – незадолго перед началом войны – вернули генеральские и адмиральские звания. Скорее всего, погоны появились бы в РККА еще в 1941 году, если бы не начавшаяся вона. После победы под Москвой у Верховного появилась мысль, что именно этот момент является переломным, но неудачи лета 1942 года показали, что враг еще слишком силен, и идея с погонами осталась лишь идеей, дожидающейся своего часа. Проект постановления был утвержден Политбюро ЦК ВКП (б) только в октябре 1942 года – с началом первых попыток контрнаступления под Сталинградом.
Возврат погон и немецкая пропаганда
Официально погоны были введены в Красной Армии 6 января 1943 года - незадолго до предъявления немцам ультиматума, когда судьба обреченной 6-й армии Паулюса фактически была предрешена. Символизм реформы, приуроченной к переломному, по мнению большинства историков, моменту Великой Отечественно был прост и понятен: погоны были неизменным символом победоносной русской армии и ее полководцев Суворова, Румянцева, Кутузова… Правда, не все военачальники отнеслись к решению однозначно. Говорят, Жуков погоны не любил, считая их пережитком царских времен.
А вот среди оккупантов и коллаборационистов весть о возврате в РККА погон была принята с воодушевлением. И это несмотря на поражение на Волге. Пропагандисты использовали нововведение в своих целях, активно распространяя листовки, где про реформу говорилось так: «Сталин совсем обалдел от страха и пускается на такие штуки, что делается и смешно, и удивительно». Как и водится в пропаганде, за толикой правды (про погоны) скрывалось откровенное вранье. В листовках писали, что мол, скоро Красная Армия будет переименована в Русскую, а вместо красных знамен введут триколор. Ничего этого, конечно, не было даже в планах.
В военной форме, при погонах…
Кстати, сталинская реформа в Красной Армии нашла свое отражение в знаменитой военной песне «На поле танки грохотали». Помните, в ней есть такой куплет:
«И будет карточка пылиться
На полке пожелтевших книг
В военной форме, при погонах
И ей он больше не жених»
В нем явно отсутствует рифма между первой и третьей строчкой. Но в начале войны, когда песня была сложена (а точнее, были написаны новые слова на мотив старой шахтерской песни про «Молодого коногона») рифма там была. Тот самый танкист был «при петлицах». С их отменой и введением погон, песню тоже «модернизировали» и рифма исчезла.
Спасибо всем, кто прочел. Буду рад вашим лайкам и новым подписантам.
Что почитать по теме:
- Ганичев Павел Павлович, «Воинские звания»
- О. В. Харитонов, И. П. Ермошин, «Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Советской Армии (1918—1958 гг.)»
- В. П. Аникин, «Не «постфольклор», а фольклор»
- Исаев А. В., «Сталинград. За Волгой для нас земли нет»
- Исаев А. В., «Георгий Жуков. Последний довод короля»