Чешский фотограф Мирослав Тихий (Miroslav Tichý) последние сорок лет не делал ничего, кроме фотографирования женщин и девушек. Однако, делал он это абсолютно индивидуально и удивительно. Свои объекты для фотографий он находил рядом, поскольку никогда не путешествовал.
Тихий родился 20 ноября 1926 года в моравийской деревне Нетчица, в уважаемой семье закройщика одежды и дочери сельского старосты. Мирослав начал свою художественную карьеру как и все другие великие художники того времени: по окончании средней школы в 1945 году он поступил в художественную академию в Праге. Его картины и рисунки 1940-х и 50-х годов следуют тенденциям кубистов и импрессионистов, таких как Клод Моне и посвящены только одной теме: женскому телу. Тихий никогда не концентрировался на каком-либо другом мотиве и в дальнейшем.
Именно в этот период Тихий сделал свои первые фотографии: «Я взял старый фотоаппарат и щелкнул затвором. На самом деле я не думал о том, что делаю, это просто случилось, когда я гулял».
Когда Моравия попала под коммунистическую диктатуру, Тихий выразил свой протест тем, что ушел из общества и его культурной жизни.
Мирослав Тихий: «При коммунизме нам было запрещено рисовать обнаженных женщин. Мол, это уводит в сторону от построения социализма и от трудовых масс. Как только это запретили, я перестал ходить в Академию«.
В 60-е годы Тихий перестал заботиться о своей внешности. Он не стриг волосы, отпустил бороду. В 70-е годы он снимает каморку. “Мыши – это мои сестры. Убивать их в мышеловках я не могу и хочу быть похоронен рядом с ними. — говорит Тихий. — Я – пророк распада и пионер хаоса, ибо только из хаоса возникает что-то новое”.
Коммунистический режим рассматривал независимого Тихого как диссидента, держал под наблюдением и пытался «нормализовать». В течение 1960-х и 70-х годов Тихий провел в общей сложности восемь лет в тюрьмах и психиатрической клинике.
Тихий хотел быть полностью независимым, денег на необходимое фотооборудование не было. Он делал свои собственные камеры, печатное оборудование и линзы. Мирослав снимал быстро, незаметно и с довольно большого расстояния. Он создал бесчисленное количество снимков повседневной жизни: женщины на улице, сидящие на скамейке в парке, в бассейне, девушки, играющие, бегающие или лежащие на солнце и так далее.
Огромное количество фотографий может угрожать значению отдельных изображений, но в данном случае нет ничего более далекого от истины. Каждая фотография — это маленькая жемчужина для Тихого. Он устанавливает их на доску, рисует рамки вокруг них, делает исправления карандашом. Результат — это образец его взгляда на женственность: интенсивно поэтические изображения женщин, никогда не опускающиеся до уровня китчевого притворного мира мужских журналов. Фотографии делают зрителя партнером в тайной, очаровательной, эротической одержимости.
Тихий освободился от художественных условностей. Он никогда никому не показывает свои фотографии и не занимается техническим «контролем качества». Почти все они не в фокусе, с царапинами на негативах или бумаге, небрежно вырезаны или даже оторваны от больших листов. Пыль, грязь и маленькие жучки попадают в камеру и фотолабораторию, проявляясь на пленке. Встречаются отпечатки пальцев и волосы фотографа, коричневые брызги бромида. Конечные результаты показывают остатки пролитого кофе, следы обуви и мышиных зубов.
Гораздо позже, известный японский фотохудожник Масао Ямамото использовал схожие приемы для искусственного старения своих работ в стиле ваби-саби.
Нарочитое презрение к фотографическому идеалу чистоты в работах Тихого отражено не как недостаток, а как усиление чувственности. Женские образы всплывают из мягкого импрессионистского света. Красота становится сном.
«Чем хуже техника, тем лучше искусство», — замечает Тихий. — Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует».
Много лет спустя фотографии Мирослава Тихого узнал весь мир. Известный куратор современного искусства Гарольд Зееман устроил персональную выставку его фотографий на Биеннале в Севилье летом 2004 года, когда Мирославу Тихому было 78 лет.
В 2005 году состоялась ретроспектива работ Тихого в Музее Кунстхауст (Цюрих). Его фотографии демонстрировались в выставочных залах Нью-Йорка, Берлина и Лондона. Однако, Тихий так и не изменил своему образу жизни – он не ездил на выставки, считая, что «Европа вырождается и обречена на гибель«.
Сравнение с Гаагским фотографом Жераром Фиере (1924- 2009) очевидно. Оба вели схожий образ жизни. Но там, где для Фиере сами женщины часто открыто играют в соблазнительную сексуальную игру с камерой, эротический заряд на фотографиях Тихого — это прежде всего продукт его собственного взгляда.ото, сделанное Жераром Фиере приблизительно в 1970г.
Фонд в Цюрихе под руководством Романа Буксбаума взял под свое крыло работы Тихого и сохраняет тысячи его фотографий.
Мирослав Тихий скончался в своём родном чехословацком городке Кийов (бывшая Нетчица) 12 апреля 2011 года в возрасте 84 лет.
“Я не подбирал красавиц из кинофильмов, я снимал и рисовал все, что, как мне казалось, похоже на этот мир. Вот такое мне пришло в голову. Все, что можно было распознать глазом, я снимал. Я не оптик, я – атомщик, потому что должен обследовать каждый атом. Видите, эти фото грязные, грязь творит поэзию, дает художественное качество. Это не абстрактные творения, это конкретика, это глаз. Женщина – это мой мотив. Все остальное меня не интересует. Но я не сближался с ними, не пускался с ними во все тяжкие. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится, и, может быть, я пошел бы на какой-то контакт, я осознаю в этот момент, что меня это собственно не интересует. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротика – это все равно только мечта. Это наша иллюзия. Это поэзия”.
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Мирослав Тихий. Главное - плохой фотоаппарат.
Если вам понравились работы Мирослава Тихого, обратите внимание на его идейного последователя, фотографа из Японии Масао Ямамото.
Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать вас интересными и познавательными статьями!