Бабочки – самые эфемерные и
самые прекрасные существа на Земле.
Откуда-то появляются,
тихонько проживают свои крохотные жизни,
не требуя почти ничего, а потом исчезают,
наверное, в какой-то другой мир…
Совсем не такой, как наш.
Харуки Мураками
Для того чтобы взлететь не всегда нужны мощные двигатели ракет и самолетов, порой достаточно легких крыльев прекрасных созданий. Cindy Chao воспарила в ювелирном искусстве благодаря своей энтомологической страсти. Каждый год, начиная с 2008 года, из куколки ее вдохновения рождается новое чудо, сияющее драгоценным блеском камней и металлов.
Все созданные Cindy Chao бабочки входят в коллекцию «Black Label Masterpiece», включающую самые изысканные, трудоемкие и сложные украшения. Брошь «Ruby Butterfly» была первой. Появившаяся в 2008 году бабочка небольших габаритов (5,1х4,3 см) оделась в платье из негретых бирманских рубинов «барокко» (12,89 карат), бриллиантов фантазийной окраски (7,50 карат) и бесцветных (6,36 карат), убранство дополнили меняющие цвет сапфиры (1,90 карат).
Драгоценный портрет только что вылупившейся из кокона бабочки получился гораздо более реалистичным, чем последующие броши серии. Это волшебное сверкающее насекомое являет становление Cindy как художника, ее реализацию как профессионала.
Вот как сама Cindy Chao рассказывает историю первой бабочки, ставшей судьбоносной для развития ее бренда: «Я была никем и только что начала свой собственный бизнес, решение о создании которого было вызовом для меня. Когда клиент хотел приобрести первую бабочку, я была почти банкротом. Брошь продала за 86 тысяч долларов – огромные для меня на тот момент времени деньги. Сейчас все изменилось: например, бабочка 2016 года стоила уже 6,5 миллионов долларов».
Брошь «Royal Butterfly», 2009 года украшена бриллиантом в изумрудной огранке массой 1,64 карата, алмазами (16,63 карата), бесцветными бриллиантами (19,20 карата) и бриллиантами фантазийной окраски (12,96 карата), меняющими цвет сапфирами и их собратьями традиционных синих цветов (16,64 карата), рубинами (8,74 карата) и цаворитами (1,16 карат). Размер ювелирного шедевра составляет 10,5х6,4 см.
С уникальной закрепкой алмазов, которая была специально изобретена для этого украшения и стала прорывом в технологии, бренд «CINDY CHAO» приобрел музейный уровень в современном мировом ювелирном искусстве. Поэтому не удивительно, что двумя годами позже Смитсоновский Институт отметил работу дизайнера, добавив «Royal Butterfly Brooch» к коллекции Национального Музея Естественной Истории. «Многоцветие и сияние драгоценных камней в сочетании с мастерством Cindy Chao внушают благоговейное восхищение фантастически-прекрасной ювелирной бабочкой», – сказал о ценном приобретении Jeffrey Post, музейный куратор коллекции драгоценных камней и минералов.
Брошь 2010 года «Crimson Rose Butterfly», состоит из кабошона рубина весом 9,45 карат, алмазов (21,82 карат), бриллиантов фантазийных окрасок (22,63 карат) и бесцветных (26,06 карат). Размер бабочки 9,1х6,9 см. Прообразом украшения стала «Малинова роза» (Atrophaneura hector), тропическая бабочка-парусник из красных махаонов.
Грушевидной формы бриллиант цвета «fancy yellow» массой 5,32 карата, другие бриллианты фантазийной окраски (9,31 карат), разноцветные сапфиры (60,04 карат) и родолиты (1,70 карат) вошли в брошь «Perfection Butterfly» 2011 года, размером 9,4х7 см.
Только одна бабочка создается каждый год, и каждая требует более 18 месяцев работы для своего завершения, так как Cindy ставит перед собой все новые и новые задачи в дизайне и технологических инновациях. Она помогает восхитительным творениям увидеть свет с помощью волшебства трепещущих световых бликов драгоценных камней. Рубины, алмазы, сапфиры различных цветов и оттенков, тысячи многоцветных бриллиантов укладываются в паве, чтобы наполнить сиянием изогнутую поверхность скульптурных форм. Рассматриваемые с разных углов, эти изящные создания сумели точно уловить нежность и скопировать волшебную натуру природных прообразов.
В 2012 году широкой публике была продемонстрирована брошь «Transcendence Butterfly», размеры которой составили 10,7х8 см. Пятиугольный бриллиант весом 3,1 карата, другие бесцветные бриллианты (80,19 карат), сапфиры (40,88 карат) сложились в калейдоскоп переливающихся цветов.
Эта брошь стала первой, созданной из титана. Уникальное творение было продано на аукционе Christie’s в Женеве почти за 1 млн. долларов, что почти в пять раз превысило предварительную оценку.
В одном из интервью Cindy Chao рассказала об украшении более подробно: «Создавая «Transcendence Butterfly», я продолжала думать: «Как бы мне хотелось бы, чтобы люди интерпретировали мою эволюцию как художника?» Жизнь полна несчастий, но в ее страдании мы можем найти самих себя и наконец освободиться. «Transcendence Butterfly» в какой-то мере мое освобождение, извержение творческой энергии в форме, мастерстве и материале. Это моя первая работа, выполненная в титане, но она даже величественнее, ее линии сложнее, чем были в предыдущих бабочках…
…Суметь создать подобное, «чтобы бриллианты и сапфиры плыли над поверхностью титана» стало невероятным по сложности испытанием. Мы с командой смогли реализовать этот проект благодаря преданности восковой скульптуре. Закрепка драгоценных камней в титане требует совершенно других навыков и инструментов. Чтобы быть максимально точными в вопросе расположения камней, мы сделали почти все приготовления на стадии восковой модели. Такая модель помогла нам убедиться, что крылья сохранят причудливую форму и волнообразность, а драгоценные камни, помещенные в конструкцию, будут тщательно подогнаны и размещены каждый на своем месте. Много времени пришлось потратить на то, чтобы изучить характеристики титана. Даже после этого мы провалили более дюжины попыток, прежде чем «Transcendence Butterfly» увидела свет».
Работа над брошью «Balerina Butterfly» происходила в 2013-14 годы. Ее украсил желто-коричневый бриллиант в огранке «кушон» массой 26,27 карат, алмазы (47,71 карат), бриллианты фантазийных окрасок (47,35 карат) и бесцветные (50,72 карат), жемчужины конк весом 10,75 карат. Размер броши – 11,7х12,5 см.
Это невероятное украшение создавалось в соавторстве с американской актрисой Сарой Джессикой Паркер. В основу концепции легла идея, что балерины также легки как бабочки. «Cindy и я достигли прекрасного взаимопонимания. Опыт создания «Balerina Butterfly» сделал нас еще ближе как партнеров по творчеству и друзей. Я верю, что высокое ювелирное искусство подобно балету, является невероятно элегантной формой самовыражения, и рассматриваю возможность стать частью этого неординарного проекта как величайшую привилегию, как счастливый случай», – заметила актриса.
Брошь была продана на аукционе Sothebey’s в Гонконге за 1,21 миллиона долларов. Деньги пошли на поддержку обучающей программы балета Нью-Йорка.
«Ruby Butterfly» 2015-2016 года стала новой интерпретацией рубиновой темы, поднятой в первой бабочке. Необлагороженный, бирманский рубин в огранке «кушон» цвета «голубиная кровь» весом 5,16 карат, другие рубины (45,90 карат) и бриллианты общей массой 70,04 карат соединились в яркую композицию карминово-золотых тонов размером 11,0х12,5 см.
«Ruby Butterfly» – стала первой бабочкой, приобретенной еще будучи только наброском, и первым из украшений Cindy, которую заказал Mr. Pierre Chen, один из ведущих и самых влиятельных коллекционеров современного Западного искусства (в его собраниях имеются работы Френсиса Бэкона, Герхарда Рихтера, Марка Ротко, Уильяма де Кунинга, Питера Дойга и Томаса Штрута – коллекция весьма обширна и включает помимо живописи произведения скульптурного, архитектурного и ювелирного искусства). Господин Chen также служит в лондонском «International Cultural Council of the Tate», поддерживает Тайбэйское биеннале и финансирует резиденцию «Asia Cultural Council», размещенную в Нью-Йорке.
История бабочки 2015-2016 годов началась, когда в 2014 году Cindy показали необлагороженный бирманский рубин цвета «голубиная кровь». Вдохновленная окраской и огнем, полыхающим внутри камня, Chao создала украшение, напоминающее красного планера (Cymothoe sangaris) – дивное творение родом из тропических лесов Центральной Африки. Эти насекомые часто поднимаются на высоту 100-700 метров над землей, в их привычках также проводить много времени на солнечных прогалинах у подножья деревьев.
После представления трехмерного эскиза, Mr. Chen дал Chao полную свободу, чтобы реализовать свое видение. Но только в период создания восковой модели бабочка обрела окончательную форму. Эссенция дизайнерского замысла воплощена в волнистых завитках многослойных крыльев, где части мягко объединяются в органичное целое. Тщательно сконструированные верхние слои бриллиантов в огранке «роза», как прозрачная пелерина, позволяют рассмотреть низлежащие рубиновые всполохи, создавай эффект переливающихся в калейдоскопе цветов.
Chao приближается в своем ювелирном искусстве к созданию миниатюрных скульптурных объектов, гармонично организующих пространство, свет и воздух. Расположение драгоценных камней тщательно рассчитывается согласно их размерам и форме. Затем готовая модель направляется во французскую мастерскую, где происходит работа с металлом и закрепка – процесс, требующий особой щепетильности.
Дизайнер предвидела, что рубины и бриллианты станут самыми броскими пятнами бабочки. Поэтому она выбрала за его темный тон окисленное (черненое) серебро в качестве базового металла, что придало изделию винтажный вид. Одной из самых больших сложностей в работе с этим металлом является его мягкость. Обращаться с металлической основой нужно осторожно, чтобы не повредить ее и камни во время закрепки. Путь от воска до отлитой модели занял почти три месяца. Решили также использовать более прочный, нетрадиционный сплав золота и серебра, адаптированный под прекрасные линии, чтобы поддержать созданную структуру. Крошечные винтики (размером в 1 мм) призваны составить и закрепить части ассиметричных крыльев в единый предмет искусства. Даже во Франции есть только горстка мастеров, которые все еще передают свои навыки из поколения в поколение и способны реализовать такую невероятную по сложности идею.
В течение двух лет создания бабочки, Chao посещала мастерскую раз в месяц, чтобы проверить прогресс и убедиться, что техника и эстетика изделия соответствуют ее первоначальному замыслу. Не смотря на это, части бабочки трижды переделывались из-за высоких стандартов Cindy к этой яркой и сложноструктурированной броши. Выдающийся результат, стоивший более 10 тысяч часов тонкой работы, явил прекрасное украшение, совершенное с любого угла зрения.
Для международного коллекционера предметов искусства, такого как Mr. Chen, 24 месяца ожидания стали стоящим путешествием за гениально созданным артобъектом, демонстрирующим вершины технического мастерства. «Cindy как художник и я как коллекционер оба стремились к уникальной красоте и высочайшему техническому совершенству конечного украшения, и эта бабочка полностью удовлетворила наши ожидания. Я чувствую внутренние силы и эмоции, вложенные в произведение и поистине счастлив».
Mr. Chen регулярно одалживает предметы искусства различным международным музеям. В 2014 году 76 работ из его коллекции выставлялись в четырех ведущих музеях Японии. Поэтому, когда Chao попросила бабочку, чтобы продемонстрировать ее на своем дебюте «Biennale des Anquares» в Париже, Mr. Chen немедленно согласился: «Страсть к искусству исходит от сердца. Важно видеть искусство своими собственными глазами. Я рад поделиться бабочкой с миром». С долгосрочной программой биеннале (вплоть до 2020 года), каждый имеет шанс оценить красоту этого произведения.
Брошь «Red Diamond Butterfly» создана для коллекционера франко-китайских художников Zao Wou-Ki и Sanyu.
Zao Wou-Ki, масло, холст 114х195 см, Bridgestone Museum of Art, Ishibashi Foundation, Tokyo
Утонченное украшение, продемонстрированное в января 2018 года в Париже, стало плодом вдохновения от созерцания плавно текущих линий, что доминируют в работах живописцев.
Sanyu, «Pot of flowers», масло, холст
«Хотя холсты Zao Wou-Ki и Sanyu на первый взгляд сильно отличаются друг от друга, в них есть и общие черты, – объясняет Cindy. – Линии соединены с текстурами, они похоже выражают историю и настроение полотен. Подобный подход созвучен моей творческой философии последних лет, и я хотела перенести эту художественную концепцию в бабочку 2018 года».
Бабочка 2018 года – более абстрактная интерпретация летающего дива, чем те, что демонстрировались в ранее. Редкий красно-оранжевый десятикаратный бриллиант фантазийной восьмиугольной огранки занимает центральное место композиции. Он окружен семью трехгранными бриллиантами. Три пары изогнутых крыльев созданы из золота и титана – легкого по весу, но необыкновенно сложного в работе материала. Сокрытый механизм оживляет брошь дополнительной подвижностью.
Эскиз «Red Diamond Butterfly»
Верхние крылья украшены 180 бриллиантами в огранке «роза». Камни деликатно обрамляют края металла, чтобы воплотить изысканную форму. В общей сложности «Red Diamond Betterfly» инкрустирована 2578 бриллиантами общим весом 175 карат, на ее создание ушло два с половиной года. Перед ювелирами стояла сложнейшая задача: закрепка камней на изогнутой металлической основе требует величайшей аккуратности и мастерства. Плавные цветовые переходы от темно-коричневого до ярко-желтого придают броши поистине неземной облик.
«Ежегодные бабочки воплощают постигшие меня метаморфозы как художника, а также демонстрируют открытия новых техник и приемов», – рассказывает Cindy Chao.
Бабочки напоминают о том, что даже самую короткую жизнь можно прожить полно. Это знание сподвигает художника движением пальцев материализовать невероятные фантазии, вылепливая утонченные формы крыльев, отражая саму суть хрупкой природы бабочки.
Коллекционеры драгоценных диковин и ценители ювелирного искусства с нетерпением ждут возможности увидеть новый виток развития всемирно известного ювелирного дизайнера, запечатленный в следующей легкокрылой красавице.
Статья подготовлена на основе интервью Cindy Chao для Marie Feliciano, Apriori. life и ряда других изданий, а также сайта бренда https://www.cindychao.com
Oly специально для Lumerie.ru