Роботы всё чаще стали встречаться в нашей жизни. Оглянитесь вокруг, многие уже не моют посуду, за них это делают посудомоечные машины, не прибираются в доме, за них это делают роботы пылесосы, на производстве машин большинство процессов роботизировано: страшно подумать, роботы собирают роботов.
Еще десяток лет назад, имея черно-белый телефон nokia, я и подумать не мог, что так скоро я уже не буду себе представлять жизнь без мобильного телефона. А сейчас у меня в кармане лежит небольшая коробочка, которая может в интернете найти мне любую информацию, определить местоположение и даже вывести меня из леса, если я заблудился.
Фильм “Я робот”, Kinopoisk 7,828 о котором хотелось бы поговорить сегодня, сильно связан с темой роботов. Это боевик, в котором главный герой детектив Дэл Спунер не переносит их на дух. Чтобы было понятнее тем, кто не смотрел это кино или смотрел, но очень давно, небольшое повествование:
На дворе 2035 год, роботы повсюду, гуляют с собаками, готовят, исполняют все просьбы людей. Все население давно к ним привыкло, кроме одного человека. Угадайте кого? Правильно, кроме детектива Дэла Спунера. Он живет в доме без единого намека на будущее. Мы видим стандартную для нашего времени картину: Обычная деревянная кровать, железные гантели, душ без автоматики.
В дальнейшем нам дадут знать почему. С помощью нескольких вставок и короткой истории самого детектива мы понимаем, что случилось неприятное событие. Врезались и свалились в реку две машины, робот оценил шансы обоих на спасение и спас детектива. Хотя, любой человек спас бы ребенка.
Именно эта паранойя, полное его недоверие к “железякам с мозгами” и не дает ему останавливаться в расследовании убийства доктора (и по совместительству человека, спасшего детективу руку) Альфреда Леннинга, которое всячески пытаются преподнести как самоубийство. Мне было крайне интересно смотреть, как детектив, находит странности и улики, хотя компания, в которой работал доктор, всеми правдами и неправдами выдает смерть за самоубийство. Упорство детектива вознаграждается, он отыскивает среди груды хлама робота, замешанного в смерти доктора. Но тут все только начинается.
Вся суть фильма вращается вокруг трех законов робототехники, которые впервые были придуманы и упомянуты еще в 1942 году писателем Айзеком Азимовым. Процитирую их с популярного источника Wikipedia:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Но благодаря тому, что их упоминание звучит очень часто, чуть ли не каждые 20 минут, законы откладываются глубоко в подкорку и становятся чуть-ли не визитной карточкой данной картины.
Фильм, который зацепил меня почти с самого выхода и остается одним из самых-самых до сих пор.