Найти в Дзене
Сад и Огород

“Выборы”

Гонконг/Китай, 200. Режиссер: Джонни То В ролях: Тони Люн Ка Фай, Саймон Ям, Луис Ку Легенда гласит, что триста лет назад, маньчжурские войска разрушили один из монастырей Шао-Линь и перебили всех монахов. В живых осталось только пятеро, которые поклялись возродить династию Мин, и вообще оказывать сопротивление оккупантам. По прошествии трех сотен лет, тайная организация монахов-нелегалов «Во Шин» превратилась в одноименное преступное сообщество с ежемесячным оборотом в десятки миллионов долларов. Как известно, Китай богат своими традициями. Есть они и у бандитов. Главная традиция организации «Во Шин» - это, собственно говоря, выборы главы клана. Выбирают на два года, и в качестве символа власти выдают специальный жезл. Фильм рассказывает как раз об очередных таких выборах. Как и положено по законам жанра, есть два кандидата, которые, совершенно противоположны и по методам работы, и по мировоззрению. Первый из них – брат Лок напоминает топ-менеджера крупной корпорации – это спокойный,

Гонконг/Китай, 200.

Режиссер: Джонни То

В ролях: Тони Люн Ка Фай, Саймон Ям, Луис Ку

Легенда гласит, что триста лет назад, маньчжурские войска разрушили один из монастырей Шао-Линь и перебили всех монахов. В живых осталось только пятеро, которые поклялись возродить династию Мин, и вообще оказывать сопротивление оккупантам. По прошествии трех сотен лет, тайная организация монахов-нелегалов «Во Шин» превратилась в одноименное преступное сообщество с ежемесячным оборотом в десятки миллионов долларов.

Как известно, Китай богат своими традициями. Есть они и у бандитов. Главная традиция организации «Во Шин» - это, собственно говоря, выборы главы клана. Выбирают на два года, и в качестве символа власти выдают специальный жезл. Фильм рассказывает как раз об очередных таких выборах. Как и положено по законам жанра, есть два кандидата, которые, совершенно противоположны и по методам работы, и по мировоззрению. Первый из них – брат Лок напоминает топ-менеджера крупной корпорации – это спокойный, проницательный, и даже, на первый взгляд, мягкий человек. Его главный конкурент на место председателя – Большой Ди, наоборот, представляет собой типичного преступного лидера – вспыльчивого, орущего на всех и вся и с легкостью применяющего насилие.

Казалось бы, все ясно – сейчас начнутся разборки, загремят выстрелы, кровь польется рекой… Однако, сам факт того, что в фильме не звучит ни одного выстрела, уже заставляет задуматься о многом. Надо сказать, что и сцены насилия показываются как бы вскользь, походя, но зато настолько жестко и точно, что становится по-настоящему не по себе. Без основных составных частей криминальной саги, То создал один из великих фильмов в этом жанре. «Выборы» - это настоящий путеводитель по «миру животных», кои в большом количестве пытались делать режиссеры, начиная с «Крестного отца», заканчивая недавними «Жмурками». Между тем, неведомый нам до последнего времени гонконгский режиссер То, с поразительной легкостью всего за полтора часа демонстрирует все главные законы бандитской жизни, показывает «как там у них» решаются жизненно важные вопросы, а самое главное разрешает неизбывную проблему всякого режиссера, снимающего на криминальную тему.

-2

Дело в том, что как только снимается по-настоящему талантливый и самобытный фильм о мафии, его моментально обвиняют в романтизации криминального образа жизни. И хотя режиссер, почти всегда ничего романтизировать и превозносить не хочет, а совсем наоборот, как правило, избежать таких обвинений редко удается. Доподлинно известно, что «Крестный отец» использовался в качестве руководства к жизни итальянскими мафиози в США, можно сказать, что этот фильм дал им образцы поведения в разных ситуациях, а герой Марлона Брандо раз и навсегда стал объектом для подражания. Японские якудза тоже сильно изменились после выхода фильмов Такеши Китано. Именно он «окультурил» преступные группировки и подарил им особое самосознание.

Джонни То симпатизирует триадам. В его родном Гонконге с населением в шесть с половиной миллионов человек, около четырехсот тысяч – члены преступных группировок, подобных «Во шин». То есть триады – это часть культурной жизни острова. Между тем, его фильм - не просто талантливое исследование культурного явления. То, как классик у себя дома, не боится использовать штампы. «Выборы» - это еще, кроме всего прочего, и цитатник по остальным великим гангстерским лентам. Режиссер постоянно делает реверансы в сторону Копполы, Скорсезе, Де Пальмы, и своего заокеанского и заочного ученика Тарантино, который как-то заявил, что на 80% вдохновлялся фильмами То.

Постоянное цитирование нужно То для наглядной демонстрации очень важного процесса – изменения традиции. Фильм еще и о том, как традиция исчезает, меняется или подменяется чем-то другим. То исследует механизм разложения устоев и принципов, которыми пользовались отцы-основатели организации. Изначально все триады были небольшими организациями сопротивления, и следовали своим принципам и идеалам. Выборы – были символом честности и равенства в том числе, и в получении власти. Теперь же выборы, кажется, всего-навсего бутафория, ненужный и утомительный ритуал, та самая «китайская церемония» - смысл которой утрачен. Довольно забавно, после всех кровавых интриг и «решения вопросов», сопутствовавших поискам нового лидера, наблюдать, как члены «Во Шин», еще недавно резавшие друг друга и считавшие прибыли от торговли героином, обряжаются в традиционные шао-линьские костюмы и клянутся в верности своим братьям и Высшему делу возрождения династии Мин.

Стремление к наживе, делание денег и расширение бизнеса – вот ради чего устраиваются выборы. Даже старейшины «Во Шин» не замечают, что они уже давно не выбирают лидера для борьбы, а ищут эффективного руководителя для холдинга.

Но «Выборы» - это не только классический гангстерский фильм. Как уже говорилось выше, под вывеской жанрового кино здесь скрывается серьезное размышление о природе власти. «Во Шин» предстает в качестве модели государства, и То интересуют его главные и неизменные законы. Режиссерские размышления переходят из области «зоологии» в область «политологии». Зачем выбирать кого-то, если власть можно взять самому? Как зарождается раскол? Какова роль оппозиции в государстве? Возможен ли механизм контроля за руководителем?

И с этой точки зрения выборы уже не выглядят формальностью. То пытается раскрыть их сакральный смысл и хочет понять, почему именно этот механизм передачи власти оказывается наиболее эффективным и не поддающимся никакому разложению, даже тогда, когда все традиции, казалось бы, утратили свой смысл.

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте классы.