Часть 1. Звезда бразильского карнавала
Никогда вы не найдете
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров,
Броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии,
Бразилии моей,
Такое изобилие
Невиданных зверей.
Редьярд Киплинг,
перевод С.Я. Маршака
Камень, который светится подобно неоновой вывеске большого города времен 1990-х, не отбрасывает тени, взамен оставляя на окружающих предметах яркие бирюзовые рефлексы, – описание турмалинов «Параиба» заставляет усомниться в реальности драгоценного минерала. Тем не менее, все изложенные выше факты правдивы и имеют научное обоснование.
Серьги «Sea Fairies» от Wallace Chan с турмалинами «Параиба», розовыми и синими сапфирами, красной шпинелью, аквамаринами и бриллиантами
К турмалином можно отнести комплекс содержащих алюминий силикатных минералов с структурой, которая позволяет вобрать в себя почти все иные химические элементы. Британский писатель, критик, график и акварелист Джон Рёскин (1810-1900 годы) написал в всей книге «Этика пыли: десять лекций для маленьких домохозяек о кристаллических химических элементах» 1891 года: «… в целом химия турмалина больше похожа на рецепт средневекового врача, чем на состав респектабельного минерала…».
Серьги Sutra
Большое разнообразие сочетаний химических элементов ведет к возникновению всевозможных минералов этой группе: рубеллит, индиголит, эльбаит, лиддикоатит, дравит, шерл и прочие. Розовые, фиолетовые, зеленые и многоцветные (или арбузные) кристаллы – семейство турмалинов превосходит все другие драгоценные камни по разнообразию цветов.
Бразильские турмалины «Параиба» были впервые продемонстрированы на Tucson Gem Show в 1990 году и произвели настоящий фурор. Танзанитоподобный океанически-голубой цвет привёл покупателей в восторг: цены выросли от сотен до тысяч долларов за карат в считанные дни.
Серьги Orlov
Сейчас нижняя граница стоимости за карат составляет 5 тысяч долларов, оптовые цены на камни массой более трех карат начинаются от 10-15 тысяч долларов. По словам основателя компании «Direct Source Gems» Matthew Morell турмалины высшего качества размером в два карата могут стоить и 60 тысяч долларов. Не смотря на такие фантастические значения, цены продолжают неуклонно расти.
Браслет Chaumet с опалами, турмалинами «Параиба», желтыми и сиреневыми сапфирами и бриллиантами
Но, как говорят ювелирные дилеры: «Когда вы окунетесь в глубины одного из этих церулеумных камней, вопросы о целесообразности их приобретения отодвигаются на последнее место в вашей голове: вы будете слишком заняты созерцанием величественных цветовых вибраций этого природного чуда».
Akillis, ожерелье из коллекции «Guarani»
Камни полюбили прежде всего за уникальный цвет. Какие только эпитеты не подбирались для его описания: циан, церулеумный, океанически-голубой, неоновый, электро. Theo Fennell, создатель кольца с крупным камнем весом в 61,94 карат, называет его «голубой голливудского бассейна». Традиционно, турмалины расцветок от голубого до изумрудно-зеленого являются самыми востребованными и высоко ценимыми камнями.
Theo Fennell, кольцо «Deep Sea», центральный кабошон весит 49,27 карат
Первый анализ турмалинов «Параиба», произведенный немецкой лабораторией DSEF в конце 1980-х, показал, что глубокий голубой цвет камней может соперничать по насыщенности разве что с лучшими из танзанитов. Подобный цвет наблюдался только в образцах из шахты Batalha в Бразилии.
Victor Velyan, браслет
В целом, цветовая шкала градируется от насыщенных голубого и бирюзового до мятного и изумрудного. Камни с фиолетовой и пурпурной окраской также встречаются, но они гораздо менее востребованы.
Еще одной особенностью «Параиба» является эффект необыкновенного свечения, который появляется после огранки природного материала: у зрителя возникает ощущение, что камень сам излучает свет, подобно неоновой лампочке. Даже небольшого количества света вокруг достаточно, чтобы проявилось это волшебное свойство.
Featherstone, серьги
Как и всякий турмалин, «Параиба» имеет внушительную химическую формулу:
(Na, Li)Al3Al6(BO3)3(OH, F)4
Исследование, проведенное German Foundation of Gemstone Research, показало, что некоторые турмалины содержат даже золото. Причем концентрации этого металла в камнях выше, чем в соответствующих пробах на поверхности: земная кора содержит 0,0007 частей золота на миллион, тогда как в «Параиба» его 8,6 частей на миллион. Однако, не золото делает турмалины особенными, за это ответственен совсем другой химический элемент – медь (Cu). Именно медь, подчас в сочетании с марганцем (Mn) рождает турмалиновое многоцветие.
Серьги «Blazing Sky» от Piaget из коллекции «Sunlight Escape» с опалами, шпинелью, сапфирами, гранатами-спессартитами, бриллиантами и турмалинами «Параиба»
Превалирующая медь диктует голубые и бирюзовые тона. С увеличением присутствия марганца в тривалентном соединении (Mn3+) камни становятся сапфирово-голубыми, голубовато-фиолетовыми, цвета индиго, пурпурными и даже розовыми, все дальше удаляясь от эталонного цвета.
Существует мнение, что зеленоватые оттенки камней происходят не от меди. Доктор George Rossman в одной из своих публикаций, посвященных цвету «Параиба», предположил, что за зеленый оттенок отвечает интервалентная реакция марганца и титана. Другие геммологи думают, что в турмалинах хромофорирует железо (Fe2), ванадий (V) или хром (Cr), так как стадии окисления меди дают голубой (циан), а не зелено-голубой цвет. Обнаружено также, что в зеленых образцах соединений тривалентного марганца (Mn3+) немного, часто в них присутствует марганец двувалентный (Mn2+) и титан (Ti4).
Серьги от Sutra с зелеными «Параиба» и бриллиантами
Бразилия – страна, которая ассоциируется с турмалинами, стала первым местом на земном шаре, где были обнаружены неоновые камни. Другие турмалины этого южноамериканского государства никогда не имели такого цвета и не излучали подобного свечения.
Браслет Akillis
Новый тип минерала был найден Hector Dimas Barbosa в конце 1980-х годов в штате Параиба. Hector исследовал в поисках чего-либо неординарного крутые горы рядом с местечком São José de Batalha, расположенным приблизительно в 4,5 км к северу от Salgadinho и в 115 км к западу от Campina Grande (город населен приблизительно 335 тыс. жителей и является вторым по численности в штате Параиба после столицы João Pessoa).
Бразилия, штат Параиба
«Параиба» происходят не только из ставших ныне легендарными пегматитов Batalha, но и из двух других регионов по соседству Rio Grande do Norte. Известны две шахты: Mulungu и Altos dos Quintos. В этих залежах находят лишь оскольчатые части турмалинов в пегматитах, которые преимущественно состоят из полевого шпата, кварца и слюды. Хорошо развитые большие кристаллы встречаются крайне редко.
В 2007 году Furuyа доложил о дальнейших открытиях в окрестностях São José de Batalha. Но никаких заслуживающих внимания материалов не поступало оттуда по сей день.
Piaget, кольцо «Colourful Symphony» из коллекции «Sunlight Escape» с сапфирами, изумрудами, бриллиантами и турмалинами «Параиба»
В целом, бразильское сырье часто фрагментировано и обычно весит меньше одного грамма, а ограненные камни – меньше одного карата. Иногда обнаруживают кристаллы между четырьмя и десятью каратами, находка в 20 карат – редкость. Немецкой лаборатории (DSEF) довелось изучить совсем уж невероятный камень родом из Бразилии – его вес превышал 65 карат.
Добыча камней в Batalha достигла пиковых значений между 1990-1991 годами, после чего пошла на убыль. Matthew Morell – геммолог, основатель компании «Direct Source Gems» и специалист по бразильским турмалинам считает, что хотя «шахты еще работают», но они «в большинстве своем производят небольшие камни», по его мнению «сейчас чрезвычайно редко можно обнаружить кристалл более 3 карат весом», и уже все месторождения близки к истощению.
Pomellato, браслет «Tango»
При разработке природных залежей используется преимущественно ручной труд и ручные инструменты (клинья и молотки). Раньше применяли взрывчатые вещества, но позже отказались от этого, так как подобный способ добычи приводит к повреждению кристаллов.
Единственные в своем роде серьги от VanLeles с бразильскими турмалинами «Параиба», рубеллитами и бриллиантами с белом золоте
В местах разработки земля изрыта туннелями, которые достигают 60 метров в глубину. Необработанные кристаллы содержатся в совсем небольших тонких жилах, подчас с карандаш толщиной. Безусловно, такой трудоемкий способ добычи сказывается и на стоимости турмалинов.
Chaumet, единственная в своем роде пара сережек «Promise de l’aube» в белом золоте, где турмалины «Параиба» дополнены розовыми сапфирами, мандариновыми гранатами и бриллиантами.
Камни добываются всех форм и размеров, и неспециалисту сложно определить, какой из них по качеству достаточно хорош, чтобы подвергнуться огранке и стать частью ювелирного украшения.
Ожерелье от Roxalana, где турмалин «Параиба» неправильной формы дополнен бриллиантами и жемчугом
Содержащий турмалины пегматит находят в скалах вулканического происхождения, появившихся между 650-550 миллионами лет назад и примыкавших к африканскому континенту (в то время Южная Америка и Африка были соединены в один гигантский материк). Поэтому неудивительно, что следующим местом, где обнаружили сказочные камни стала Африка.
Колье и серьги Piaget из коллекции «Sunlight journey»
Продолжение следует…
OlyS специально для Lumerie.ru