И четыре достоинства
С одной стороны, я люблю рассказы. Коротенько, ярко и по сути. С другой - сборники рассказов это какое-то зло, потому что ты читаешь их залпом, а потом, дай бог, треть запомнится.
Что касается "Полудня", тут ситуация усугубляется тем, что серия рассказов связана друг с другом героями, они как бы перетекают из рассказа в рассказ. В каждом новом рассказе, даже если все герои новые, обязательно будет упомянут один из героев предыдущих. Такой шов "назад иголку", где ниточка - герои, а рассказы - лоскуты ткани. И получается по итогу непрерывная линия шва.
При такой композиции довольно сложно воспринимать повесть "Полдень, XXII век", как сборник рассказов. Так или иначе, это целостное произведение с совершенно сумасшедшей линией повествования. То есть, как будто взяли фабулу (напомню, что фабула - это факты и события сюжета, изложенные в хронологическом порядке), кинули ненадолго в блендер, потом еще немного потрясли и получился "Полдень". Естественно, это видимость. Конечно, порядок рассказов продуман. Однако во время чтения, уже после третьего рассказа мозг немного ломается, поскольку слышишь знакомые имена и пытаешься сопоставить действия на хронологической линии.
Недостатки
- Диалоги. Особенно в рассказах "Перестарок" и «Самодвижущиеся дороги». Герой знакомится с потомками и постоянно встречает гиперидейных ребят. Все диалоги насквозь пропитаны советской идейностью. Такое ощущение, что на улицах люди только о высоком и говорят.
- Архаизмы. Действие в основном происходит в 22м веке, как не сложно догадаться. Поэтому в книге много технических новинок, прогнозов и самого будущего. Но уже в 21м веке многие слова, референсы и цитаты в книге непонятны. Используются лексика и культурные события 60-70х годов 20го века. Мне, родившейся в 80х, многое уже неизвестно, особенно по части песен, что уж говорить о поколении 22го века.
- Отношение к животным. Видно, что авторы более "заточены" на технический прогресс и развитие человека как такового. И на самом деле мало авторов, которые, размышляя о будущем, смогли бы сломать устоявшиеся в голове нормы своего времени отношения к животным. Я еще буду об этом писать, когда доберусь до "Парня из преисподней". Тут я упомяну сцену расправы над гигантским кальмаром. Я не верю, что при том уровне развития науки, который описывают братья, нельзя найти менее кровожадный способ отвадить кальмаров от китов. Ну и если уж на то пошло, то при том уровне развития науки, вовсе необязательно иметь стада китов для добычи мяса и жира. Ну или коровы со вкусом креветок. Брр.
Вообще эти рассказы книги о жизни пастуха китов - своеобразный реверанс Жюлю Верну. Отсюда, видимо, и ошибка из 20000 лье под водой, что кашалоты едят китов.
Что понравилось
- композиция, о которой я говорила выше. Она заставляет думать и анализировать уже прочитанные рассказы. Так оставляется шанс, что хоть что-то я запомню из сборника рассказов :)
- Поднимаемые проблемы технического спектра. Получается, что рассказы вступают в диалог между собой. Не раз случается, когда в одном рассказе задается вопрос, а в другом - дается ответ. Или не ответ, а вероятное решение проблемы.
- мир победившего коммунизма. И это не противоречие с недостатками. Это, безусловно, утопия. Но очень интересно почитать видение Стругацких, каков этот мир, чтобы понять насколько это невозможно.
- Юмор. Рассказы, призванные снять напряжение с читателя просто прекрасны. «Скатерть-самобранка» рассказывает нам о том, что сколько лет ни прошло бы, а люди так и не научатся читать инструкции к технике, а доставка не перестанет путать заказы.
Подытоживая, скажу, что книга обязательна к прочтению тем, кто хочет иметь представление о цикле "Мир Полудня". Эта книга открывает цикл и задает тон.