Наша фотостудия продолжает раскрашивать интересные и сложные фотографии. И вашему вниманию была представлена фотография алтаря храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, в народе известного как Спас-на-Крови. Это чудо архитектуры пережило сложную, но все-таки увлекательную историю. Его стены таят в себе множество тайн и необычных вещей. И в этой статье вашим покорным слугам захотелось рассказать немного об этом нестандартном для петербургской архитектуры храма.
История храма началась в 1881 году. На этому месте 1 марта (по новому стилю – 13 марта) народовольцами было совершено покушение на царя-освободителя Александра II, который прославился в нашей стране освобождением крестьян от крепостничества. В тот день на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было совершено два взрыва, последний из которых смертельно ранил царя. Через 2 часа он скончался в окружении своей семьи.
Спустя полтора месяца, в апреле, на месте взрыва была освящена временная часовня. Уже тогда был объявлен конкурс на подготовку проекта нового храма. Его планировали построить небольшим, поскольку деньги собирали за счёт народных пожертвований. Но в итоге было собрано гораздо больше, чем ожидали члены комиссии по увековечению памяти Александра II.
Было всего проведено два конкурса, в которых в целом было рассмотрено свыше 50 проектов. Но император Александр III их всех отклонил. В итоге, были разработаны новые проекты. По рисунку архимандрита Игнатия был разработан проект архитектора Альфреда Александровича Парланда. Хоть он и получил одобрение царя, но комиссия по строительству храма дорабатывала его до 1887 года.
В октябре 1883 года был заложен первый камень в основании храма. Строительство же растянулось почти на четверть века (огромное время заняло оформление сооружения мозаикой). Александр III не дождался окончания строительных работ. Храм был освящен при его сыне, императоре Николае II в 1907 году.
Изначально, Спас на Крови не был приходским храмом. Вход туда был строго ограничен, а службы велись в основном по убитому императору Александру II. Храм жил своей обыкновенной жизнью, ничего особо примечательного.
Но в 1917 году в России грянула революция. Денег на содержание храма у государства не было, поэтому его настоятель Петр Лепорский обратился к горожанам, объявив о добровольной записи в число прихожан, за счёт которых и планировалось содержать храм. А уже в 1920, несмотря на возражения настоятеля, при храме был создан приход, именуемый «двадцаткой».
Однако ещё 10 лет шла борьба за окончательное владение храмом. Хоть церковь и была отделена от государства, в стране возникали отдельные христианские движения. Тогда же сформировалось два основных направления: «обновленцы» (которые выступали за лояльность советам) и «иосифляне» (это своего рода «оппозиция»). Изначально, Спас-на-крови находился в ведении обновленческой Петроградской (Ленинградской) автокефалии (грубо говоря, «статус независимой церкви). Однако после закрытия Исаакиевского и Казанского собора Спас-на-Крови был объявлен кафедральным собором Ленинграда, тем самым он становился новым центром иосифлянства. В итоге, в 1930 году президиум ВЦИК постановил закрыть храм.
Затем, долгое время на региональном уровне обсуждался вопрос о сносе храма. И уже в конце 1930-х по некоторым сведениям решение было одобрено. В любом случае, планам не суждено было сбыться ввиду начавшейся Великой Отечественной войны. Перед ленинградскими властями стояли более насущные вопросы. К тому же, тогда началось восстановление отношений между государством и РПЦ. Так что о храме забыли на ближайшие 20 лет.
К слову, и Спас-на-Крови сыграл своеобразную роль во время блокады Ленинграда. В нем разместился городской морг. Поскольку люди гибли сотнями ежедневно, а мест в оставшихся моргах не хватало, во многих зданиях спонтанно образовывали места для хранения трупов. Не остался в стороне и Спас-на-Крови. Как и многие строение, он подвергался массированному артиллерийскому обстрелу. Некоторые следы разорвавшихся бомб остаются и поныне как напоминание о страшных годах блокады. После же войны в нем размешался склад Малого оперного театра.
Городские власти о храме вспомнили только в 1961 году. Тогда в центральном куполе был обнаружен неразорвавшийся фугас, который застрял в стропилах. Операция по снятию снаряда потребовала особой тонкости и мастерства. В итоге, бомба была благополучна извлечена, а после уничтожена за чертами города.
В конце 1960-х-1970-х Спас-на-Крови был передан комплексному музею «Исаакиевский собор», а в самом здании был образован филиал организации. В связи с этим впервые в истории храма начались реставрационные работы. Однако собор находился в аварийном состоянии, поэтому реставрация проводилась в течение 25 лет.
В 1997 году, уже после развала СССР, реставрация была закончена, а двери музея были торжественно открыты. Вместе с этим храм был освящен и вновь был доступен для прихожан. В 2004 году, спустя почти 75 лет, была отслужена первая литургия. Сейчас внутри храма вновь ведутся реставрационные работы, которые призваны окончательно вернуть собору исторический облик.
Почему же собор не типичен для питерской архитектуры? Дело в том, что это единственный храм, построенный в городе в неорусском стиле, который господствовал при Александре III. Своим экстерьером он отсылается к московскому зодчеству, в частности к Собору Василия Блаженного.
Вообще, сам Спас-на-Крови задумался как главный памятник императору Александру III. Высота храма достигает 81 метр, что прямо отсылает к году убийства царя (однако это все-таки легенда, ибо истинная высота до креста главного купола — 76 метров). Цоколь храма украшают 20 красно-черных гранитных табличках, которые повествуют о жизни и основных деяниях Александра II (стоит отметить, что внутри на месте табличек были собраны мозаики, повествующие о жизни Иисуса Христа). Но главным местом в соборе считается сень, которая была возведена над местом смертельного ранения императора. Сохранившиеся булыжники до сих пор хранят следы крови царя.
Храм ещё известен тем, что в нём использовано рекордное количество мозаики. Её площадь занимает больше 7000 квадратных метров. Не даром собор называют «музеем мозаики».
Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.
Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.
Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.
И ныне вокруг Спаса-на-Крови ходят множество легенд городского фольклора. Так, говорят, будто бы каждый год, 1 марта, около храма появляется призрак махающей платком Софьи Перовской, которая и дала команду бросить бомбы в царя. Считается, что если повстречать его, то это к несчастью. Но были ли прецеденты – кто знает?
В любом случае, храм пользуется огромной популярностью не только среди петербуржцев, но и гостей города. И поистине он стал одним из главных украшений города.