Если вы бывали в берлинском Бергхайне, то объяснять, кто такой Вольфганг Тильманс вам вряд ли придется — вы же помните три огромные фотографии на стене в Panarama Bar. Да, Бергхайн и Тильманс — это почти синонимы, это свободная молодежная культура 90х, когда не стало больше Стены, когда появилась возможность объездить весь мир. Это эпоха рейвов и техно-вечеринок в ночь с пятницы на понедельник. Это мир, в котором ты можешь быть самим собой, не опасаясь, что про это подумают окружающие. И фотографии Тильманса именно об этом. О том, что искусство не нуждается больше в золоченых рамах, багете и паспарту — оно может клеиться прямо на стены и висеть гвоздиках прихваченное канцелярским зажимом. Не так ли вы вешали портреты любимых исполнителей над своей кроватью, когда учились в старших классах школы? Но искусство Тильманса совсем не о знаменитостях — оно о нашей повседневной жизни: о случайном взгляде брошенном на подоконник, о какой-то странной арматуре, торчащей посреди нашего двора, о стоптанных кроссовках, приятелях на рок-фестивале.
Работы Тильманса подобны ленте Инстаграма, безжалостно фиксирующей наши и его, Вольфганга Тильманса, победы и поражения. Вот подростки Лутц и Алекс в дурацких плащах сидят на ветках дерева — именно эта фотография, опубликованная в i-D Magazine, сделала Вольфганга Тильманса знаменитым в 1992 году, когда подвешенная на канцелярском зажиме стала сенсацией кельнской Unfair, ярмарки молодого искусства. А вот фотография с огромной картонной коробкой, заполненной пустыми упаковками от лекарств, — свидетельство семнадцатилетней борьбы, которую Вольфганг Тильманс вел со СПИДом, отстаивая право быть собой несмотря ни на что.
Текст: Александра Данилова