Немного теории.
Тиснение - полиграфический процесс. Выдавливание изображений и узоров с помощью клише, производящийся на прессах для тиснения.
Клише - металлическая форма, с выпуклым (часто инвертированным) изображением.
Существуют различные виды тиснения. В данной статье я буду рассказывать конкретно о блинтовом (слепом тиснении) и тиснении с фольгой на ручном прессе для горячего тиснения, плоским клише, изготовленным на фрезерном станке с ЧПУ.
Сразу оговорюсь, что ни о каких цифрах(почти) речи идти не будет, так как температура и время - это сугубо индивидуальный показатель, так же влияет множество факторов, начиная от типа (и партии) материала, вплоть до влажности воздуха в помещении.
Собственно применяется данный процесс в различных специализациях, в основном для кожевников-скорняков (логотипы на кошельках, узоры на ремнях) и в полиграфии (обложки, визитки) в малых и средних тиражах. Благо (в наше время) верстка макета и изготовление клише не стоит космических денег и является вполне распространённой услугой.
Популярным в последнее время стало украшение обложек фотокниг тиснением. В этом деле мастера переплетного дела преуспели, и даже стали комбинировать слепое тиснение с инкрустацией различных вензелей и текста.
Будем теснить все, что попалось под руку, на обрезках материала.
Подложкой будет служить приклеенный к материалу, плотный переплетный картон.
- Бумажный материал (плотная дизайнерская бумага по типу эфалина), паспорту картон, крафт-бумага.
Фольгой тиснение наносится замечательно. Слепое тиснение возможно, но избыточное давление может порвать материал или оставить неприятные складки на краях. К тому же слепое тиснение на бумаге не так выразительно, хорошо видно только когда падает свет под определенным углом.
- Переплетная текстильная ткань (ткань на бумажной основе)
В целом, тиснение получается неплохим, но для тиснения фольгой нужно подбирать ткань с более мелкой нитью (или зернистостью) и более плотным плетением. Так же как и с бумагой, на ткани слепое тиснение получается не выразительным.
- Кожзам (экокожа с тканевой подложкой, искусственная кожа, велюр, алькантара, небраска)
Прочный материал, которым обивают мягкую мебель, не коленкор, хотя схожесть имеет. Небраска же является переплетным материалом и имеет термо-свойство, а именно изменяет свой цвет при комбинировании давления и высокой температуры. Это свойство небраски хорошо выражается на светлых материалах.
Из-за пористой и неравномерной структуры и подложки из грубой ткани, слепое тиснение иногда выявляет неравномерную текстуру, и из-за этих свойств тиснение с фольгой не всегда получается равномерно заполненным, хотя иногда эти пропуски выглядят интересно (добавляют старинной атмосферы что-ли).
- Натуральная кожа
Что можно сказать о коже, так это то, что если кожа настоящая и качественная, то она в любом случае будет великолепно тесниться. Но есть некоторые нюансы. Если кожа покрыта специальным воском, то тиснение фольгой может быть проблематично.
В целом, слепое тиснение можно нанести на любую поверхность, но оно не всегда будет выразительно, по сравнению с тиснением фольгой.
Оттиск с фольгой применим не во всех случаях, все зависит от поверхности материала, на который ложится фольга (поверхность должна быть идеально плоской). Фольга должна закрепится клейким слоем, который активируется высокой температурой, и в этом случае, если сильно прижать клише даже на короткий промежуток времени, изделие можно испортить, так как пленка стягивается и фольга прилипает к промежуточной зоне.
Пару слов скажу о верстке клише для тиснения фольгой и про свои наблюдения.
Оптимальным считается толщина абриса (контура) от 0,7-1мм. в тексте и узорах. Сведение на нет некоторых элементов (острых завитков) усложняет процесс тиснения фольгой, так как фольга прилипает к фаске углубления (зоне вокруг тиснения).
Клише с большой плоскостью, иногда, некорректно теснится фольгой, будьте готовы к пустым пропускам.
Так же необходимо учитывать параллельное расстояние от элементов тиснения. Две параллельные линии на клише с расстоянием в 1мм. могут слиться в одну, так как между ними отпечатается фольга. В общем, тиснение фольгой это процесс, который требует натурных испытаний. Все упирается в материал, и только опробовав клише на пробнике, можно удостоверится в том, стоит ли теснить всю партию.