Найти тему
Plezuro_de_arto

Тиснение на различных материалах. Небольшой экскурс.

Немного теории.

Тиснение - полиграфический процесс. Выдавливание изображений и узоров с помощью клише, производящийся на прессах для тиснения.

Клише - металлическая форма, с выпуклым (часто инвертированным) изображением.

Пример плоского клише
Пример плоского клише

Существуют различные виды тиснения. В данной статье я буду рассказывать конкретно о блинтовом (слепом тиснении) и тиснении с фольгой на ручном прессе для горячего тиснения, плоским клише, изготовленным на фрезерном станке с ЧПУ.

Сразу оговорюсь, что ни о каких цифрах(почти) речи идти не будет, так как температура и время - это сугубо индивидуальный показатель, так же влияет множество факторов, начиная от типа (и партии) материала, вплоть до влажности воздуха в помещении.

Собственно применяется данный процесс в различных специализациях, в основном для кожевников-скорняков (логотипы на кошельках, узоры на ремнях) и в полиграфии (обложки, визитки) в малых и средних тиражах. Благо (в наше время) верстка макета и изготовление клише не стоит космических денег и является вполне распространённой услугой.

Тиснение слепое, и выполненное золотой фольгой на ткани  с бумажной основой.
Тиснение слепое, и выполненное золотой фольгой на ткани с бумажной основой.

Популярным в последнее время стало украшение обложек фотокниг тиснением. В этом деле мастера переплетного дела преуспели, и даже стали комбинировать слепое тиснение с инкрустацией различных вензелей и текста.

Будем теснить все, что попалось под руку, на обрезках материала.

Подложкой будет служить приклеенный к материалу, плотный переплетный картон.

  • Бумажный материал (плотная дизайнерская бумага по типу эфалина), паспорту картон, крафт-бумага.

Фольгой тиснение наносится замечательно. Слепое тиснение возможно, но избыточное давление может порвать материал или оставить неприятные складки на краях. К тому же слепое тиснение на бумаге не так выразительно, хорошо видно только когда падает свет под определенным углом.

Тиснение на золотой дизайнерской бумаге (видны заломы в верхнем левом углу)
Тиснение на золотой дизайнерской бумаге (видны заломы в верхнем левом углу)
Тиснение на крафт-бумаге,
Тиснение на крафт-бумаге,
Дизайнерская плотная бумага Неттуно;
Дизайнерская плотная бумага Неттуно;

Что бывает на текстурной плотной бумаге, фольга прилипает не во всех местах;
Что бывает на текстурной плотной бумаге, фольга прилипает не во всех местах;
Вот оно, идеальное тиснение на паспарту картоне, без заломов, фольга легла равномерно.
Вот оно, идеальное тиснение на паспарту картоне, без заломов, фольга легла равномерно.

  • Переплетная текстильная ткань (ткань на бумажной основе)

В целом, тиснение получается неплохим, но для тиснения фольгой нужно подбирать ткань с более мелкой нитью (или зернистостью) и более плотным плетением. Так же как и с бумагой, на ткани слепое тиснение получается не выразительным.

Крупное плетение, тиснение фольгой не всегда получается равномерно заполненным, есть незначительные пробелы.
Крупное плетение, тиснение фольгой не всегда получается равномерно заполненным, есть незначительные пробелы.
Ткань с тонкой нитью, соответственно, фольга ложится равномерно. В некоторых случаях получается изменить оттенок слепого тиснения, так сказать, запечь его.
Ткань с тонкой нитью, соответственно, фольга ложится равномерно. В некоторых случаях получается изменить оттенок слепого тиснения, так сказать, запечь его.

  • Кожзам (экокожа с тканевой подложкой, искусственная кожа, велюр, алькантара, небраска)

Прочный материал, которым обивают мягкую мебель, не коленкор, хотя схожесть имеет. Небраска же является переплетным материалом и имеет термо-свойство, а именно изменяет свой цвет при комбинировании давления и высокой температуры. Это свойство небраски хорошо выражается на светлых материалах.

Из-за пористой и неравномерной структуры и подложки из грубой ткани, слепое тиснение иногда выявляет неравномерную текстуру, и из-за этих свойств тиснение с фольгой не всегда получается равномерно заполненным, хотя иногда эти пропуски выглядят интересно (добавляют старинной атмосферы что-ли).

ПВХ на тканевой основе, на нем отлично смотрится слепое тиснение!
ПВХ на тканевой основе, на нем отлично смотрится слепое тиснение!
Можно заметить те самые участки с пустотами.
Можно заметить те самые участки с пустотами.

Экокожа (не PU), тиснение фольгой не идеально из-за текстуры кожи, но получается интересно с незапечатанными прожилками.
Экокожа (не PU), тиснение фольгой не идеально из-за текстуры кожи, но получается интересно с незапечатанными прожилками.
Алькантара не дружит с фольгой из-за своей ворсистости, она просто отшелушивается. Слепое тиснение возможно, но оно не выразительно, его почти не видно.
Алькантара не дружит с фольгой из-за своей ворсистости, она просто отшелушивается. Слепое тиснение возможно, но оно не выразительно, его почти не видно.
У велюра другая структура по сравнению с алькантарой, ворс не такой выразительный. Слепое тиснение получается четче, с фольгой чуть получше, можно попробовать, но вероятность брака велика, да и затея эта не стоит потраченного времени.
У велюра другая структура по сравнению с алькантарой, ворс не такой выразительный. Слепое тиснение получается четче, с фольгой чуть получше, можно попробовать, но вероятность брака велика, да и затея эта не стоит потраченного времени.

Тот самый эффект изменения оттенка на небраске. (Можно заметить что с серебряной фольгой немного съехало тиснение). Клише с большой площадью может угробить изделие, неравномерно зальется темным оттенком, на листочке это немного заметно, более темный промежуток у центра листа.
Тот самый эффект изменения оттенка на небраске. (Можно заметить что с серебряной фольгой немного съехало тиснение). Клише с большой площадью может угробить изделие, неравномерно зальется темным оттенком, на листочке это немного заметно, более темный промежуток у центра листа.

  • Натуральная кожа

Что можно сказать о коже, так это то, что если кожа настоящая и качественная, то она в любом случае будет великолепно тесниться. Но есть некоторые нюансы. Если кожа покрыта специальным воском, то тиснение фольгой может быть проблематично.

Тот самый случай с пустыми местами, но кожа есть кожа, и её проще исправить, достаточно выставить большее давление на прессе, и продавить несколько раз фольгой.
Тот самый случай с пустыми местами, но кожа есть кожа, и её проще исправить, достаточно выставить большее давление на прессе, и продавить несколько раз фольгой.
Некоторые виды кожи тоже изменяют цвет в зависимости от температуры и давления пресса.
Некоторые виды кожи тоже изменяют цвет в зависимости от температуры и давления пресса.
Остерегайтесь кожи PU(в смысле нанесения тиснения), во-первых, температура плавления полиуретана довольно высока, во-вторых есть большая вероятность (из-за избыточного давления) проплавить верхний слой и прорубить подложку самим клише.
Остерегайтесь кожи PU(в смысле нанесения тиснения), во-первых, температура плавления полиуретана довольно высока, во-вторых есть большая вероятность (из-за избыточного давления) проплавить верхний слой и прорубить подложку самим клише.

В целом, слепое тиснение можно нанести на любую поверхность, но оно не всегда будет выразительно, по сравнению с тиснением фольгой.

Оттиск с фольгой применим не во всех случаях, все зависит от поверхности материала, на который ложится фольга (поверхность должна быть идеально плоской). Фольга должна закрепится клейким слоем, который активируется высокой температурой, и в этом случае, если сильно прижать клише даже на короткий промежуток времени, изделие можно испортить, так как пленка стягивается и фольга прилипает к промежуточной зоне.

Здесь можно заметить, как фольга перенеслась за пределы площади клише. В основном этот нюанс легко убирается сухим ватным диском.
Здесь можно заметить, как фольга перенеслась за пределы площади клише. В основном этот нюанс легко убирается сухим ватным диском.

Пару слов скажу о верстке клише для тиснения фольгой и про свои наблюдения.
Оптимальным считается толщина абриса (контура) от 0,7-1мм. в тексте и узорах. Сведение на нет некоторых элементов (острых завитков) усложняет процесс тиснения фольгой, так как фольга прилипает к фаске углубления (зоне вокруг тиснения).

Клише с большой плоскостью, иногда, некорректно теснится фольгой, будьте готовы к пустым пропускам.

Так же необходимо учитывать параллельное расстояние от элементов тиснения. Две параллельные линии на клише с расстоянием в 1мм. могут слиться в одну, так как между ними отпечатается фольга. В общем, тиснение фольгой это процесс, который требует натурных испытаний. Все упирается в материал, и только опробовав клише на пробнике, можно удостоверится в том, стоит ли теснить всю партию.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц