Найти тему
НЕмосква

А где можно заработать на хлебушек с маслицем? Сельское хозяйство

В месте моего проживания агропромышленный сектор экономики края представлен крупными агрохолдингами (с отечественной и офшорной прописками), пару-тройкой динозавров из колхозного прошлого, а так же россыпью крестьянско-фермерских хозяйств.

И так, агрохолдинги как место приложения труда:

- в большинстве случаев приросли землей и крепостными за счет почти добровольного присоединения бывших колхозов;

- первое поколение менеджмента состояло из экс-председателей поглощенных хозяйств, которые показали свою полную профнепригодность в крупной сельхозкорпорации и как следствие были выкинуты на мороз;

- благодаря передовым технологиям была изменена вся система земледелия, энергонасыщенная сельхозтехника позволила обрабатывать огромные площади с меньшими трудозатратами, что отправило на свалку истории такие понятия как отделение или тракторная бригада колхоза (естественно вместе с сотрудниками);

- этот пункт вытекает из предыдущего, современная сельхозтехника требует к себе квалифицированного внимания, поэтому ее сервисное обслуживание осуществляют дилерские организации, поэтому местные кулибины и левши из колхозных ремонтных мастерских попали под увольнение;

- в животноводстве, которое по сравнению с зерновым растениеводством существенно низкорентабельнее, произошла ликвидация традиционных молочно-товарных и свиноводческих ферм в пользу экономически обоснованных мегакомплексов по производству молока, мяса и птицы.

Корпоративные отношения окончательно закрепились в такой глубоко традиционной отрасли как сельское хозяйство. Очень причудливые загогулины представляют собой непересекающиеся попытки одних заполнить вакансии, а других трудоустроиться. Сельские пролетарии десятилетиями жившие по правилам «все вокруг колхозное, все вокруг мое», в один прекрасный момент наткнувшись на глубоко эшелонированные сети и ловушки, расставленные службами безопасности агрохолдингов с изумлением и недоумением читали в своих трудовых книжках записи следующего содержания: «уволен по инициативе работодателя в связи с совершением по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества….»

Следует сказать, что службы безопасности агрохолдингов играют сейчас первой скрипкой и профильным главным специалистам компаний практически невозможно отстоять немного нашкодившего специалиста, конфликты с безопасниками в подавляющем большинстве случаев заканчиваются безоговорочным увольнением проштрафившегося. Поэтому широко применяется практика вахтового обеспечения рабочей силой сельхозпредприятий агрохолдингов (вынесенный с фермы мешок комбикорма в общагу не попрешь), а то и вовсе местных аборигенов заменяют гастарбайтерами из бывших союзных среднеазиатских республик.

Специалистов старой школы (агрономы, ветврачи, завфермами, управляющие подразделений, зоотехники) немало удивляет необходимость ежедневного ведения отчетов в автоматизированных системах управления предприятия и их отправки в головной офис холдинга.

По оплате труда – не все так радостно для низового состава и среднего звена, сказок рассказывать не буду, то что видел и пощупал сам: тракторист-машинист-комбайнер – чуть за 20 тысяч рублей на руки, агроном, зоотехник, ветврач 30 тысяч при 12-часовой пятидневке (суббота – рабочий день 8 часов) И так в режиме нон-стоп. Долго выдержать такие условия получается далеко не у всех. Труд более высокого эшелона управленцев агрохолдингов описать не могу, а версии и предположения оставим для канала РенТВ. Знаю что их время работы руководителей подразделений таких предприятий на одном месте весьма ограниченно, кадровая чехарда и принципы «обратной селекции» актуальны не только в сфере государственного и муниципального управления.

Что имеем в итоге: на хлеб с маслом заработать можно, тяжело с потом и кровью, труд в сельском хозяйстве имеет свою специфику.