Танец – это создание образа под музыку. Искусству хореографии обучает педагог-хореограф, а музыкальное оформление урока создает концертмейстер. Музыка прививает воспитанникам эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Для уроков хореографии концертмейстер подбирает музыкальный материал согласно:
- возрасту учащихся
- танцевальному жанру урока
- характеру исполняемых движений
Урок строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать движения согласованно с музыкой. Живая музыка вырабатывает чувство ритма, умение слышать музыкальную фразу и повторять ее в движении. Это открывает ушки для восприятия классической музыки.
Известно, что в русском балетном искусстве XVIII — XIX вв. особое значение в практике уроков танца имела скрипка. По традиции, продержавшейся до самого конца девятнадцатого столетия, в балетном классе звучал скрипичный аккомпанемент. «Администрация театральных училищ Петербурга и Москвы выделяла средства на содержание аккомпаниаторов в каждом классе. Но педагоги танца, имея право присовокупить эти средства к основному заработку, охотно отказывались от услуг музыкантов...» из воспоминаний артиста балета В. И. Преснякова. Сегодня трудно установить где и когда впервые использовали фортепианный аккомпанемент на уроке классического танца. Опираясь на воспоминания воспитанников театральных училищ, мы можем предположить, что процесс привлечения пианистов к работе в балетном классе шел постепенно, и вероятнее всего это происходило на самом рубеже XIX — XX вв.: «Через год [в 1888 году, в Петербургском Театральном училище] я был переведен в класс Н. И. Волкова; с этого года к каждому классу был прикреплен специальный аккомпаниатор-скрипач, а вскоре и эти «скрипачи» были заменены пианистами». Получив в свое распоряжение музыканта-концертмейстера, способного к музыкальному перевоплощению и созиданию импровизационного звучания, педагог двадцатого века стал формировать из него преданного помощника, способного выполнять его творческую волю подобно идеальному инструменту, несравненно более совершенному, в сравнении с оставленной им скрипкой.
Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого-либо из живой природы, и в младших классах концертмейстер подбирает музыку из любимых мультфильмов. В старших классах на уроках звучат произведения из балетов, и ученику важно ощущать себя настоящей балериной.