Найти тему
Graphic novels

О чём молчат деревья: рисованные истории по мотивам карело-финского фольклора

Санна Хукканен, Инкери Аула "Под покровом леса". Пер. с фин. Анны Воронковой. СПб.: Бумкнига, 2019.
Санна Хукканен, Инкери Аула "Под покровом леса". Пер. с фин. Анны Воронковой. СПб.: Бумкнига, 2019.

"... деревья — нечто большее, чем просто дрова и древесина", — рассказывают художница Санна Хукканен и антрополог Инкера Аула, авторы сборника графических историй "Под покровом леса". Предлагая собственную литературную и визуальную интерпретацию карело-финского фольклора, они поднимают проблему вырубки лесов, говорят об утрате связи современного человека с природой.

Героями книги стали восемь деревьев: осина, сосна, рябина, липа, ольха, береза, ель и дуб. Авторы сборника помещают старинные легенды в современный контекст, подчеркивая идею о том, что лес был и остается таинственным местом, а деревья не утратили магической силы, изменилось отношение человека к ним, который забыл об их общей судьбе.

Особенно ярко эта мысль передана в историях о старой осине ("хаапа") и лесной липе ("пярня"). Первая рассказывает о прошлом священных рощ, хийси, о том, как люди в разное время меняли их облик, вторая — о судьбе одного редкого древнего дерева.

-2

Оно видело столько событий, сколько хватило бы на несколько сотен человеческих жизней: строительство часовни, скита, пожары, междоусобицы, войны, появление кладбище, его обветшание и окончательное превращение в пашню, посадка новых деревьев, приближение города. Течение времени отражается в стилистике рисунка: на замену плоским персонажам житий с каноническими позами и выражениями лиц приходят объемные современные герои с гармоничными пропорциями. Прием быстрой смены кадров с изображением одного места в разные исторические эпохи сближает эти части сборника с графическим романом "Здесь" Ричарда Макгуайра.

-3

Авторы продумывают до мелочей оформление каждого фрагмента. Санна Хукканен создала восемь "визитных карточек" деревьев в чёрно-белой графике, за которыми следует небольшое предисловие — краткая характеристика "героя", далее на отдельной странице стихотворение о нем и только потом графическая история. Все они нарисованы в собственной стилистике и технике. Как правило, художница отдает предпочтение приглушенным оттенкам, выбирает монохромную палитру с цветовыми акцентами, исключение — история о рябине, самая яркая в сборнике.

-4

В сюжете о сосне-карсикко Санна Хукканен визуально разделяет мир живых и мир мертвых. Реальность ярче и контрастнее потусторонности, видимой словно через мутное стекло. Кадры, окрашенные в серые тона, в чернильных подтеках, стилизованы под старые фотокарточки.

-5

Необычно, что при создании книги были использованы природные материалы: засушенные листья, цветы и даже береста. Оригинал графической истории о березе выполнен именно на ней.

-6

Завершает сборник сюжет о дубе, "тамми", — о мифологическом Мировом древе, олицетворяющем модель вселенной, связь земли со звездным небом. Именно он подводит итог рассуждениям о силе деревьев и непростых отношениях человека с природой.

-7

В интервью Санна Хукканен не устает повторять, что "комикс меняет мир", подчеркивая социальное звучание собственных графических историй. Художница много лет учит создавать комиксы людей в разных частях света: ребят из экологических организаций, сотрудников "Врачей без границ", детей-инвалидов в Танзании, активистов по сохранению карельского языка, мигрантов в Москве. Каждая ее новая книга — это не столько ещё одна жемчужина в чью-то коллекцию, которая украсит книжную полку и со временем покроется пылью, это инструмент воздействия на общество, способ рассказать об актуальных проблемах и привлечь к ним внимание.

В 2018 году книга "Под покровом леса" была отмечена Премией искусств Северной Карелии в Финляндии.