Найти тему
DogAngel

Несмак, патриотизм и кто виноват

Оглавление

Сейчас не будет ни про моих собак, ни про Маню... Ни про море, куда мы в дни моего отпуска приняли решение ездить каждый божий день. Ни про Лялькину шишку, сбившуюся набекрень, отчего у щенка вид лихой и придурковатый.

Не будет ни про собачьи болезни, ни про кошачьи приколы.

Вообще-то я не планировала публиковать этот рассказ, честно. В нём нет ничего про моих животных, тему которых позиционирует название моего блога. Написала я эти воспоминания аж 15 сентября 2017 года.

Однако...

Пусть будет небольшая интрига, а пока - читайте. Будет много букофф, но (надеюсь) интересно.
Фото из Diafilm.net
Фото из Diafilm.net

Первокурсница

Вышла из здания универа, иду в другой корпус. Навстречу студентка-первокурсница, в руках которой большая коробка с какими-то бланками. Коробка тяжелая, бумажек там много, а вокруг никого нет, все студенты уже на занятиях.

Еле тащит, пыхтит, вот-вот развалит всю бумажную конструкцию. Были бы парни вокруг, я бы попросила их о помощи для девчонки-курьера. Наверняка пришлось бы просить, сами бы не догадались. А тут - никого, кроме меня.

Короче - дотащили вдвоём. Бедный великовозрастный ребёнок даже спасибо не сказал - до того она была ошарашена моей помощью. Ещё бы, "пожилая" тётенька по своей инициативе помогла малолетке, и ничего за это ей, малолетке, не сделала, не наругала и вообще исчезла с глаз долой, как только коробку дотащила до места.

Неловкое послевкусие

Иду дальше по своему маршруту и прислушиваюсь к себе - почему у меня внутри такой "несмак" после этого случая? Отсутствие "спасибо"? Нет, не то. Девочка была благодарна. Что же?

Отчего же такое неловкое послевкусие у этой ситуации? И кто виноват, как спросил бы наш общий друг Федор Михайлович. Вернее, он спросил бы "что делать", но сначала - "кто виноват". Этот вопрос завсегда мучает каждого из бывших "совковых граждан", которые попадают в неловкие ситуации.

Быть "как все"

Меня так воспитали - быть, как все. Дедушка и бабушка, заслуженные учителя СССР, воспитывали своих детей (и меня в нагрузку) быть честными, добрыми, ответственными, и проч, и проч, и проч...

Мы даже речёвки с бабушкой дома тренировали, чтобы потом, на уроках по строевой подготовке, я знала без запинки - что и когда нужно выкрикивать.

Не говоря уже о том, что все летние каникулы я проводила за учебниками по русскому языку и литературе, писала нелегальные сочинения и внеплановые диктанты. Благо бабушка была учительницей этих дисциплин.

Тётя моя, сестра моего папы, училка английского, ещё та "змея подколодная" - тоже вносила свою лепту: в мои обязанности входило ежедневное вызубривание 50-ти английских слов.

Дедушка, славатехоссспади, был милосердным, и на летних каникулах не мучил меня математикой и физикой.

О! Ещё были занятия на пианино, потому как я же в музыкалку ходила.

Одним словом - нужно было быть, как все.

Одежда - сама скромность.
Макияж к 20-ти годам? Я что, девица лёгкого поведения, что ли?
Две косы на прямой пробор, вязанная шапочка, платьишко сильно ниже колена... Громко не смеяться, кушать молча, в носу не ковырять...
Как все приличные люди.

#Люблюнемогу мою семью. Приезжая сегодня на майские в гости к моей тётушке, той самой "англичанке", я корю её, что плохо она меня муштровала. Не 50 слов в день нужно было выучивать, а 100, и не только английских, а ещё и немецких! Дай Бог ей здоровья на долгие-долгие годы!

Это было предисловие.

Итак, несмак. Выражается он как-то так: внутри словно что-то сжимается, и хочется спрятаться от самой себя, а ничего сделать с собой не могу - всё равно попрусь помогать. Высокая социальная ответственность. Так это называется.

К этой высокой ответственности мне, правда, Господь не дал разума (я как-то писала, как я ворованные ядра с Малахова Кургана спасала...), но это мелочи, это мы переживём.

А откуда эта социальная ответственность взялась? ХОП! Вот она! Вот она, причина моего несмака! И я даже знаю, откуда это явление в мой жизни появилось.

Есть тут люди, которые в 70-х годах прошлого столетия жили в славном городе Кстово, что под Горьким? А может, есть те, кто в это время учился в начальных классах школы (не помню номера) у учительницы с именем Екатерина Федоровна? Пожилая такая учительница... Екатерина Федоровна, ну же, вспоминайте!... такая классическая советская учительница, в сером костюме, с начёсом, в возрасте... Ну, есть такие?

Впрочем, неважно. Эти люди есть, и я одна из них.

Кто виноват

И виновата во всём эта самая Екатерина Федоровна. Во всех моих "несмаках" и высоких позициях она и виновата. Больше некому.

Потому что именно она (плюс моя патологически-педагогическая семейка) каким-то мистическим образом внедрила в мою ещё тогда детскую башку такие понятия, как взаимопомощь, патриотизм, уважение к старшим и прочие ценности тех времён.

Например, патриотизм

Какими словами она должна была преподнести нам, первоклашкам, новость о том, что при прослушивании Гимна дОлжно стоять на ногах, а не сидеть на пятой точке?

Это должны быть какие-то сильно специальные слова, если семилетний ребёнок в 6 утра вскакивал с постели, чтобы с закрытыми от сна глазами стоять под звуки гимна!

Мама моя часто забывала выключить радио на ночь (было такое кухонное радио, которое поздно прекращало вещание, и начинало его в 6.00 Гимном Советского Союза) и оно, это радио, начинало орать в ночи "Союзом нерушимым". И я стояла в ночнухе на кровати. Потому что - Гимн. Потому что Екатерина Федоровна - учительница от Бога.

Или вот ещё - взаимовыручка

ЧТО эта пожилая учительница сообщила своему 1-Б классу, что мы все носили с собой по две ручки, по два карандаша, по нескольку ластиков-тетрадок? До сих пор помню, как весь класс на любое жалобное "а я забыл что-то там" моментально взрывался вытянутыми руками с зажатыми в ладошках запасными школьными запчастями.

И если одноклассник с признаками потери памяти брал именно твой ластик-тетрадку-карандаш-пластилин, то ты был счастлив до конца дня. А если брал у соседа, то сосед до конца дня был в твоих глазах героем.

Однажды наша Екатерина Федоровна заболела и её заменила не несколько дней молодая учительница. До сих пор помню её удивление, когда в классе у кого-то случился очередной провал в памяти. Помню, как она стояла у доски и взахлёб говорила: "Дети, вы такие, вы такие, такие молодцы! Вы такие..."

Ну, какие-то такие хорошие мы были в её глазах, хотя для нас это было так обыденно - помочь товарищу.

Защищать и спасать

Самоотверженность была не только в канцелярском измерении. Было ещё понятие "защищать младших". Поскольку я всё понимала буквально, то все младшие, начиная с детского сада (младенцы в колясках тогда ещё для меня людьми не были) подвергались моей защите и опеке. Я их отводила домой, если не видела рядом с ними старших.

Без старших? Срочно домой! Не важно, что на лавке бабушка лясы точит с соседкой. Я брала малявку за руку и тащила его к квартире, где удивлённая мама, услышав "тут ваш Колька-Мишка-Машка-Сашка один на улице болтается, нехорошо", готовила гневную речь в адрес свекрови.

В общем, бабушки меня во дворе боялись.

А однажды мне удалось спасти человека по настоящему. Кто-то из старшеклассников вечером лупил какого-то мелкого школьника. Чего лупил, не знаю. Может, мелкий школьник украл у них что-нибудь. А, может, это был старший брат, который воспитывал младшего. Некогда мне было разбираться.

Залепив портфелем обидчику по спине, я отвлекла на себя внимание и со всех ног кинулась бежать домой. Обидчик - за мной. Так быстро, наверное, никто никогда ещё не бегал. Темно. Страшно. А спасать надо. И бежать надо. А то потом меня спасать будут.

Эта мания спасания у меня сохранилась лет до 24-х. Последний раз меня угораздило "спасти" девицу, которую били ногами её же одногодки во дворе многоэтажки (в Красноярске было дело). Я в то время уже работала в муз.школе и шла домой с папкой, в которой были ноты.

Короче, судьба проучила меня жёстко. Синяк под глазом ещё удавалось замазать косметическими белилами, а вот рану в душе долго не удавалось залечить. Особенно обидно было, что ноты мои они потоптали своими грязными сапогами, и больше всех буйствовала та, которую били.

С тех пор я никого не спасаю своими руками. Милицию вызываю. Впрочем, иногда тоже неудачно (про ядра вы уже знаете).

А так хочется быть КАК ВСЕ. Все проходят мимо - ну и я. Так ведь не получается же...

Эх, Екатерина Федоровна, Екатерина Федоровна... Пусть Вам на небесах отплатится стократно за Ваш учительский дар. И хоть Ваша наука мне часто жить мешает, я всё равно благодарна Вам не знаю как... что воспитали нас НЕ КАК ВСЕ.

-2