Мои родители в советское время (семидесятые - восьмидесятые годы) трудились простыми инженерами в одном из подразделений министерства энергетики. Находилось оно недалеко от Красной Площади на ул.25 Октября (ныне Никольская).
По их рассказам работа была наискучнейшая. Перебирали бумажки, читали на работе художественную литературу, "толстые" журналы, "Литературку" и газету "АиФ".
Бесконечно пили чай, у мужчин вечный перекур на лестничной площадке, дамы умудрялись вязать на работе и в обеденный перерыв "зависать" в ГУМе. Здесь народ со всей страны выстраивался в дикие очереди за импортом. Голос постоянно напоминал, что в случае потери друг друга "встречайтесь в центре ГУМа у фонтана".
Дни сонно летели. Скука была смертная и казалось, что так будет всегда.
В отделе, где трудились родичи, в четыре вечера было заведено за общим столом пить чай. Специально покупались вафли, печенье и ванильные сухари.
Так вот, за этими посиделками частенько поднимали одну и ту же тему. Из-за дефицита очереди съедали значительную часть жизни, делая ее тягомотно-трудной, и само собой возникали фантазии о другом бытии, о жизни "как на западе".
Постоянно решаемым был вопрос: что лучше? Чтобы все работали, имели деньги, но был (как сейчас) дефицит или пусть будет безработица (как при капитализме), безденежье, но при этом всё будет?
К какому ответу вы думаете приходили наши советские граждане инженеры? Конечно, ПУСТЬ ВСЁ БУДЕТ! "Ну и что что безработица? А сейчас это что за работа? Сидим годами ни хрена не делаем, только время теряем!"
При этом каждый внутри себя был уверен, что он-то точно без работы не останется, потому что такого быть не может! Никто опытно не знал, что это за зверь такой - безработица... И тем более не догадывался, что еще придется буквально за все платить...
В этих рассказах меня удивлял один момент. Почему народ был уверен, что дефицит - это принадлежность социализма? Почему была мысль о западном капитализме, а не возникало желания понять причины отсутствия изобилия? Странно, правда?
Нет уже тех министерских подразделений, нет моды читать"толстые" журналы, нет ГУМовских очередей, не приняты среди "манагеров" неторопливые чаепития и еще много чего нет из прошлой советской жизни... И на прилавках ВСЁ ЕСТЬ... А вот дефицит все равно остался... Только другой...