Найти тему
Рыжая Сорока

О школе и знаниях

Споры и обсуждения, касающиеся нашего образования и положения детей в нём, не утихнут никогда. Каждый год новое поколение родителей вступает в бой с учителями, и друг с другом, пытаясь максимально облегчить своим чадам процесс обучения. На этот бесконечный процесс не влияют ни меняющиеся постоянно стандарты и программы обучения, ни место проживания (столица или провинция), ни уровень элитности учебного заведения. Суть претензий родителей мало меняется: мой ребенок такой умница, а учителя бездари и грубияны, да еще (не дай Бог) и руку поднимают на моё Солнышко! И в том, что Солнышко плохо (или совсем) не усваивает материал, виноваты, конечно, тоже учителя, ну и правительство и президент до кучи.

Моё мнение основано на своём личном опыте обучения, этого же процесса у моих детей и, для сравнения, моих родителей. Так вот, о чем, я, собственно, хочу сказать: это отношение к образованию как к услугам, сформировалось не за последние 5 лет, а началось формироваться намного раньше, лет так 40 назад. Этот процесс совпал с уменьшением рождаемости, а потом, уже в 90-ые и 2000 годы, и с усиливающейся пропагандой и борьбой за права ребёнка. Родители, родившие одного или двух максимум детей, готовы пылинки с них сдувать на протяжении всей их (детей) жизни. А если учесть модные веяния в воспитательных процессах (японская система о полном разрешении всего и вся до пяти лет), то удивляться не чему.

Оба моих родителя родились во время войны в семьях с 5 и 7 детьми. Отец из Горьковской (Нижегородской области) поступил в Горьковский университет учиться на инженера, а мать из глухой деревни в Мари Эл в Йошкар-олу в техникум подалась после 7 классов. А теперь немного красок: начальная школа у отца (до 4 класса) была в его деревне, а вот последние 6 лет он ходил в школу пешком в село за 5 км. И это далеко не ровная дорога, а довольно приличные перепады высот. На минутку: 10 км в день, в любую погоду, в грязь и снег, отец и его друзья ходили в школу за знаниями. А знаете почему? Да потому что это был единственный способ вырваться из бедноты, точно также, как и для мамы. Учитель для деревенских детей был наравне со святыми, и почитался не меньше. Мама в свои 14 лет уехала из деревни в областной город, где многие вещи она увидела и узнала в первый раз. И сумела не потеряться (во всех смыслах) в большом городе и в новой жизни, и выучиться на технолога машиностроения.

Сейчас я отчетливо понимаю, что таких людей, как это поколение родителей, больше не делают. Они и их сверстники прошли такую закалку с малых лет, какая не снилась ни мне, ни моим детям. Как не крути, а трудности и сложности закаляют. Конечно, если есть материал для закалки, кашу вряд-ли можно закалить. А родители и сейчас, в их 75 лет, не могут сидеть без дела, и своим примером и нам не дают.

А сейчас теория о том, что нужно обязательно баловать детей, а то мало ли что им потом предстоит в жизни, крепко засела в родительских головах. И сыпятся на неокрепшие души и тела тонны игрушек, одежды и лакомств. И невдомек мамам и папам, что главное, что они могут дать ребенку с пользой для него -это их внимание, время, проведенное с ними. И защищая своё чадо от учительских методов воспитания (без увечий, конечно), большинство забывает о своей обязанности воспитывать детей таким образом, чтобы у учителя не возникало необходимости применения линейки.

Я обоим своим детям, у которых шило в известном месте и язык "без костей", сразу сказала: если вы будете жаловаться на учителя, что он на вас прикрикнул или за ухо вывел из класса, я еще дома добавлю порцию от себя. И знаете, подействовало. Учителей я знаю, знаю об их адекватности и справедливости, поэтому опасности не было. Да и не промолчали бы мои шкоды, если бы им действительно не заслуженно досталось.

И немного о таком понятии, как трудовое воспитание. Старое определение очень ёмко включает в себя все процессы, которые были в советской школе: и уборку класса и коридоров по очереди, и производственную практику, после которой человек получал свое первое подтверждение освоенной профессии. Где это всё? Родители не дают и права ребёнка. А на выходе получаем 180 сантиметровых инфантильных детишек. Не все, конечно, но большинство.

Ни в коем случае не нахваливаю свой родительский опыт, и не рекомендую как истину в последней инстанции, но результат меня устраивает. Дочь уже закончила ВУЗ (не самый последний в рейтингах) по одной специальности и через год закончит еще по одной. Репетиторы (по русскому и истории) были только в 11 классе. Сын пока только в 9 классе, посмотрим что дальше будет, но мысль о его, именно его ответственности за своё будущее мы смогли ему привить.

А вы, уважаемые читатели, что думаете по этому глобальному вопросу?