Найти тему
Майский дух

Про смелость и лицемерие в книге "Алая буква" Натаниэля Готорна

Я окунаю взгляд в книгу. Пару секунд, и я уже подсматриваю сквозь маленькую дырочку за судьбами главных и второстепенных героев. Читаю мысли, шарюсь в грязном бельишке, знаю, в кого влюблены и с кем делят постель.

Я знаю больше о некоторых персонажах из книг, чем собственных друзей, потому что мысли героев видны сквозь строки букв.

По книге также снят фильм с Деми Мур в главной роли
По книге также снят фильм с Деми Мур в главной роли

Не всегда автор умеет передать персонажа настолько ярко: словно он стоит перед тобой. Иногда лишь размытая картинка, как полинявшая фотография шестидесятых годов, встает вместо персонажа.

Яркие, красивые слова описывают персонажа, но нет вкуса и яркости в проявлении характера героини или внешности.

Для меня произведение Натаниэля Готорна “Алая буква” было непонятным, нескладным и полным метафор. Эпитеты и сравнения описывали жизнь эпохи, когда поселенцы из Старого Света начали постепенно прибывать в земли Америки и выстраивать поселения. Роль ленивых и одревесневших чиновников не относится к страданиям главной героини повести - Гестер Прин, но они возвращают к реальности как контраст - безупречная в поведении Гестер Прин после ее обвинения и ленивые, обрюзгшие и живущие старыми воспоминаниями таможенники.

Главная героиня, Гестер Прин, была обязана носить символ греха сладострастия - вышитую Алую букву на груди.

Она родила ребенка в тюрьме и никто не мог допытаться, кто же отец.

История отца начинает раскрываться еще в самом начале, маленькими и осторожными намеками. В конце персонаж трансформируется: получив разрешение от любимой делать все, что ему захочется, он ощущает себя свободным.

Свободным делать гадости в том числе, но сила воли и привычка быть благообразным его останавливает - он выбирает не грешить.

Книга наполнена противопоставлениями: гордая, храбрая, послушная грешница Гестер Прин, лицемерный, трусливый, замкнутый пастор, ревнивый, мстительный, хитрый и умный врач, бывший муж главной героини. Серые наискромнейшие одеяния Гестер и яркая, цветастая дочка Перл с эльфийскими чертами лица, как живое воплощение алой буквы на груди у матери.

Девочка кажется веселой и жизнерадостной в алых платьях, но внутри нее скрывается океан агрессии. Она топчет ножками на ровесников, смотрит на окружающих лукавыми взглядами, творит пакости наперекор матери и пытается отгадать значение тайного знака на груди у матери.

Главная героиня сама признается, что и понятия не имеет: ее дочь - это Божий подарок или наказание.

Кадр из фильма "Алая буква"
Кадр из фильма "Алая буква"

Любовь в Гестер к отцу ее ребенка живет всю жизнь - она не решается уехать из поселения, где ее считают грешницей и сторонятся. Она уверена, что там, где совершен грех - ее место.

В конце повествования Гестер все же удается сменит место жительства с дочкой - ей придает силы краткая поворотная встреча в лесу с любимым и возможность дать Перл другую жизнь. Но вдали от родного городка Гестер Прин живет на одной странице книги из двухсот.

Она вернулась туда, где прикололи греховную алую букву.

Мне, чтобы понять поведение Гестер Прин, пришлось думать. Размышлять: а зачем же она вернулась? Зачем одна тащила на плечах любовный грех, в мыслях надеясь, что на Судном Дне они с духовным любимым будут стоять рука об руку, объединивши физические оболочки в теле дочери.

И как произошло, что такая гордая, храбрая Гестер Прин решилась на грех? И тот, кто проносил сквозь уста красивые проповеди, чьи действия были напитаны благодатью к Богу, решился на грех с женщиной. В пылу страстей забылись они, проглотив семена любви, которые зарослями ограждали Гестер от ее соседей на Земле.

В книге дается противопоставляется, как любовники несут грех. Гестер - сильно и смело, открыто перед горожанами. Она совершила грех, но добрыми поступками обучается терпению и состраданию. Она шьет одежду для бедных, придумывает фасоны одежды для праздников и похорон, расшивает узорами платья дочери. Все - для других, по минимуму - для себя.

Секрет личности любовника Гестер не знает никто. Бывший муж девушки догадывается, но не говорит об этом напрямую. Любовник карает сам себя хуже, чем толпа над грешной любовницей. Он морально умирает, истощаясь от назойливых, но чутких восприятий событий тех времен. Он держит в себе, не в силах раскрыться до поры до времени. Предупреждает других, что он нехороший внутри, что внешняя оболочка тела и поступков - обманчива. Но ему не верят, кроме тех троих, кто вовлечен в тайну.

И эта тайна так и остается ею. Она пронизывает сюжет из слов, уводящих от сути дела. История приоткрывает завесу личности любовника, но не рассказывает о самом событии. Кто же совратил мужчину с праведного пути? Ответ из произведения - лукавый.

Но грех исходил от двух тел, жар которых объединил мужчину и женщину. Расплатой вышел внебрачный ребенок, алая буква на груди на женском платье и алая буква, морально выжженная на груди у мужчины.

Субъективно, ни один из персонажей мне лично не понравился. Мистер Чиллингуорс всю жизнь нуждался в любви, и его мотивы отомстить любовнику жены понятны. У него не было с детей, но у Гестер появился греховный ребенок, зачатый с любовником, имени которого никто не знает. Гестер и любовник тоже нуждались в любви - они подарили ее друг другу, но вместо того, чтобы устроить жизнь вдали от поселка - выбрали жить в боли, страхе и одиночестве. Любовник труслив, так как молча наблюдал за страданиями любимой, которая родила от него ребенка.

После прочтения книги в голову пришли несколько мыслей.

Первая - собственное наказание в разы страшнее порицания со стороны общества или других людей.

В разы важнее примириться с собой внутренней, чтобы спокойно жить.

Личные травмы и проблемы не дают идти вперед, и поэтому с ними надо бы разбираться в первую очередь. Иначе - все произойдет так, как у героев повести: одинокая и скучная жизнь, полная мыслей о грехе, совершенном однажды.

Вторая мысль отчасти соединяется с собственными переживаниями о любви. Любовь - штука не только заразная, но и тяжелая. Она делает жизнь людей счастливее, или превращает в ад, как это и произошло у героев произведения.

Третья - излишне яркие слова и витиеватые предложения отвлекают от истории.

Хочется быть тайным свидетелем жизни персонажей, а не подсматривать через дырочки в кустиках, как там все происходит в поле. Иногда под перьями павлина прячется куриная жопа, и вот это - описание рассказа Натаниэля Готорна, конечно же, притянутое за уши.

Я уверена, есть ценители слов Готорна, как описывает смутную тревогу внутри у персонажей, как простраивает сюжет. Но это не я. Я довольна тем, что прочитала книгу из упрямости от корки до корки. Я не хочу любить каждую из прочитанных книг. Рада, что “Алая буква” мне не понравилась. У субъективно неинтересных мне книг тоже есть судьба и читатели.