Найти тему
Бизнес-гид

Типичные ошибки неопытных импортеров

Оглавление

Внешнеэкономическая деятельность — достаточно сложное направление, которое имеет множество особенностей. Каждая допущенная ошибка чревата потерями денег, времени и даже товара. Вот несколько моментов, на которые нужно обратить пристальное внимание при ведении ВЭД.

Выбор условий Incoterms

Для того, чтобы между участниками ВЭД из разных стран не возникало разночтений при трактовке договоров, были созданы международные правила Incoterms, которые содержат стандартизированные термины, единые для всех.

То есть все условия поставки, распределения расходов между участниками сделки, условия возмещения потерь и т.п. должны быть изложены на «языке» Incoterms. Но мало иметь такие правила, нужно ещё разбираться в них и случайно (или осознанно) не выбрать невыгодные условия.

Например, вы заключили контракт о поставках товара на условиях EXW. Это значит, что за груз будете отвечать вы, начиная с того момента, как тот покинет склад продавца. И перевозка по стране поставщика, и все таможенные формальности, и прочее — теперь это ваша головная боль. Если у вас есть свои люди, которые на той стороне будут всем этим заниматься, то хорошо. А если нет, то есть риск, что груз может безнадёжно застрять, скажем, на китайской таможне. Альтернативой этому варианту могут быть условия FCA или FOB, по которым продавец несёт все расходы, связанные с доставкой и оформлением груза. Товар в этом случае будет стоить дороже, но не будет риска дополнительных издержек.

Фото: MAGNIFIER / Shutterstock.com
Фото: MAGNIFIER / Shutterstock.com

Ошибки в таможенных документах

Документы для импортного таможенного оформления — это, конечно, не китайская грамота, но дело очень непростое. И самая главная проблема на этой стадии — правильное присвоение кодов ТН ВЭД. Одно дело, когда груз однородный и с классификацией особых сложностей нет. А если это целый комплекс товаров, которым нужно присвоить единый код ТН ВЭД? Тут иногда даже сами работники таможни затрудняются дать правильный ответ. Зато при проверке документов у таможни обязательно возникнут вопросы и груз будет задержан, а в особо тяжёлых случаях разбирательство может затянуться на несколько месяцев. Здесь можно лишь посоветовать вести дела через опытного таможенного брокера. По крайней мере, пока не набьёте руку на документах.

Метания между схемами таможенного оформления

Допустим, вы выбрали одну схему таможенного оформления, скажем, под внешнеторговый контракт покупателя, заключили договор, а потом вдруг поняли, что этот вариант не очень выгодный, а лучше было бы оформляться под договор с транспортной компанией. Можно ли всё изменить на ходу и оптимизировать затраты на грузоперевозку?

Если договор уже подписан и поставщик получил оплату, то поменять схему практически нереально. Это нужно было делать до официального заключения сделки.

Бывают также случаи, когда выбрана одна схема таможенного оформления, а оплата производится по другой. Скажем, если вы оплачиваете товар со своего валютного счёта, то таможенное оформление возможно только под внешнеторговый контракт покупателя. Если предприниматель попытается оплатить груз под внешнеторговый контракт логистической компании, то такой вариант не пройдёт через валютный контроль того банка, где открыт счёт покупателя.

Чёрные схемы

Это самый экстремальный вариант, на который иногда идут импортёры. Более дорогой (либо специфический, контрафактный и т.п.) товар прячется среди других товаров или его вообще пытаются провезти мимо таможни. Расходы — минимальные, риски — космические. Если «повезёт», то груз конфискуют на таможне. Если нет — будет возбуждено дело о контрабанде. Наказание за контрабанду — крупный штраф или лишение свободы до 12 лет. А если речь идёт о наркотиках — то до 20 лет или пожизненное заключение.

Ущерб, который вы можете нанести себе или обществу, несоизмерим с той «выгодой», которую может сулить попытка обойти легальные схемы импорта. Так что лучше учиться на ошибках других и стараться не повторять их.