Мехико, 1970-й год. Клео - обычная молодая служанка в большом доме, которая уважает главу семейства, его жене доверяет как сестре и любит каждого из четверых детей одинаково сильно. Эта история о Клео, молчаливой рассказчице, и о том, как окружающий мир меняет ее личность.
Альфонсо Куарон - один из самобытных режиссеров нашего времени, преодолевший своими силами и талантом путь из Мексики прямиком в Голливуд. Успев снять там несколько фильмов, большинство из которых были экранизациями чужих идей, Куарон, судя по всему, осознал, что его талант зажимают в тиски, и вернулся на родину за поисками вдохновения. И можете не сомневаться, оно было найдено.
В первую очередь нужно понимать, что «Рома» - очень личное кино. Здесь не просто темы, волнующие режиссера, это скорее фильм-воспоминание, погружение в детство автора. И чтобы мы лучше прониклись его воспоминаниями, Куарон не только срежиссировал картину, но еще и написал сценарий, лично сел за камеру (отказавшись от своего старого напарника Эммануэля Любецки, одного из лучших операторов современности), смонтировал, спродюссировал, использовал в качестве интерьера вещи из собственного дома (на стене гостиной также можно заметить портрет матери режиссера), возможно даже наделил своими чертами характера образы детей.
Кажется, будто Ялица Апарисио, воспитанная матерью-горничной мексиканская учительница без актерского мастерства, выбрана на роль Клео не просто так. Она – этакий собирательный образ самого Куарона. Сквозь призму взросления и череду разнообразных событий, через которые проходит служанка (и, собственно, сама актриса), режиссер показывает зрителю собственный путь становления как личности.
А показывает он это на высшем уровне. Работа с Любецки пошла Куарону на пользу: в фильме немалое количество присущих его творчеству длинных планов, как динамичных (погоня за детьми по оживленной улице), так и статичных (гениальная сцена в виде грустно поющего мужчины, позади которого жители тушат лесной пожар). Звук также выдерживает заданную планку и служит неким проводником между Клео и окружающими ее событиями. Вообще, с технической точки зрения, «Рома» - самородок в истории современного кино, и все соответствующие награды вполне заслужены, особенно за операторскую работу. А вот сама концепция фильма, как и окончательный вердикт, находится под вопросом, ответ на который каждый зритель найдет сам.
Альфонсо Куарон рассказывает нам историю: иногда скучную, иногда тревожную, местами драматичную и порой даже теплую. Историю, по своей структуре не лишенную недостатков и откровенно простую, но от того максимально чистую, живую и человечную.