Концепция zero waste или «ноль отходов» — это образ жизни, который сводит к минимуму ваш негативный след в истории планеты. Количество пластика — уже не шутки, но мы все еще по привычке копим пакеты с пакетами, а экологические проблемы кажутся нам чужими и нереальными. Поверьте, пластиковый коллапс близок, и пора браться за ум. Мы спросили Ольгу Киб, соосновательницу кафе «Ланчерия», как и почему она стала «безотходной», как перестала быть жертвой маркетинга и научилась зарабатывать на экономии.
Что такое zero waste для тебя лично?
Это абсолютно логичное развитие современного общества и способ существования зрелого человека. Я — не совсем зрелый человек, но стремлюсь им быть. Сейчас глупо не думать о завтрашнем дне, о своих детях, если ты более-менее трезвомыслящий человек. Почему-то все думают, что жить в формате zero waste сложно, что это требует колоссального количество времени и денег. То есть ты должен быть фрилансером или иметь слуг. На самом деле все суперлегко.
Поначалу задача сортировки мусора или похода в магазин с хозяйственной сумкой кажутся немыслимыми — но стоит разобраться и сделать это раз, как правильные привычки войдут в обиход не хуже вредных.
В основе подхода zero waste лежат три кита: reuse, recycle, reduce (используй заново, перерабатывай, сокращай потребление). Большая часть вещей, представьте себе, вам не нужны — можно по-новому использовать старые и перерабатывать их, открывая к тому же в себе творческую жилку.
Как ты начала экологично жить, что послужило триггером?
Все началось семь лет назад. Я просто стала медленно задумываться о том следе, что оставляю в мире. Первое «озарение» пришло во Франции. С подругой мы остановились в деревушке под Авиньоном. Это был дом среди чистого поля, хозяйка которого вместо «бонжур» встретила нас подробным руководством по сбору мусора: «Сюда я кладу стеклянные бутылки, сюда керамику, а здесь — попки от огурцов». Мы были поражены, как у этой женщины все было структурировано, как она заботится о красоте этого места и лично развозит мусор по раздельным свалкам. В первый же вечер пара опустошенных бутылок от вина пошла в ее стеклянную «коллекцию» мусора, а упаковки от сыра — в пластик. Мы почувствовали себя причастными к чему-то классному, но непонятному, о чем никто еще не говорил. «Мы должны оставить планету в пристойном состоянии для наших детей», — сказала хозяйка. Потом я поехала по работе в Сан-Франциско, и там случилось новое знакомство с этой темой. Я работала в AirBnb и ходила там на разные интересные мероприятия.
«Коллега позвала меня на лекцию про компост. Я не расслышала: „Что? Compose? Ну классно, послушаем стихи“. Оказалось — парень рассказывает о том, как он делает компост у себя на заднем дворе, и как курочки вносят свой вклад в переработку мусора. Это было очень поэтично»
Казалось, компост — это лучшее, что может случиться с человеком. Что? Дворы, компост, куры? Звучало бредово, но какая-то важная эмоция от этого осталась.
По-настоящему сильно меня бомбануло в Дублине. Там я участвовала в волонтерской программе — мы очищали парковки от мусора, чтобы разбить там городские огороды. Один волонтер вытащил из земли пакет и сказал: «Ого, этого бренда уже 30 лет не существует — а пакет как новенький!» Я была в шоке, к тому же, когда ты два дня с утра до ночи вытаскиваешь из земли пакеты, ты видишь — какое же чертово количество мусора оставляют за собой люди. И это невозможно развидеть.
Окончательно все перевернула поездка в Берлин. Я поселилась у друзей, мне показали 4 домашних ведра, в которые я должна была раздельно собирать мусор, а потом относить в большие ведра во дворе. Я помню, как купила какой-то сыр, открыла его и задумалась над спектром отходов: бумажная коробочка, пластиковая обертка, чашечка для сыра. Что и куда? Мне было неловко и не хотелось, чтобы про меня сказали что-то вроде «приехала русская, ни фига не разбирается». Через пару дней я во все врубилась и делала это уже на автомате, а когда вернулась в Москву, поняла, что не могу иначе. Тем более, что в Москве почти в каждом дворе стоят баки для раздельного сбора.
Что насчет мифа о том, что скрупулезно разделенный тобою мусор будет скинут в общую кучу где-то за городом?
В этом нет никакой проблемы. Все устроено так: заводам, куда отвозят мусор с помоек для разделения, выгодно получить мусор без пищевых отходов. То есть когда ты покидал мусор в 4 разных бака, а потом его свезли и свалили в одну кучу, это уже большое достижение, и в этом нет ничего страшного. Потому что там уже нет шкурок от бананов, значит, ничего не испортится и не сгниет.
Когда бутылка и картон едут в одном мусоровозе, а потом его вручную разделяют на заводе, это абсолютно экологично. Для ленивых есть специальная карта Гринпис по точкам, где можно сдать самый разный мусор раздельно.
На своем опыте знаю, что первым шагом к zero waste становится попытка сортировки мусора. В первую неделю ты испытываешь настоящий шок от того, что у тебя скапливается ВАГОН пластика и одна стеклянная бутылка. Что-то нужно пересмотреть, и тогда ты начинаешь делать покупки более осознанно, а потом постепенно прокачиваешься в простых и полезных вещах.
Как изменился твой стиль потребления после «озарения»?
Для того чтобы покупать что-то на развес в «Ашане», я беру с собой холщовые мешочки. Они ничего не весят, наклейки с легкостью потом отдираются. Главное — не вестись на экомаркетинг. Моей ошибкой была покупка каких-то дизайнерских мешочков, это пустой потребительский жест. Подойдут самые обычные.
Стесняетесь? Поверьте, люди в «Ашане» плевали на мои мешочки, на мои банки и на меня вообще. Поэтому никому ничего не нужно объяснять — сотрудники «Ашана» за свою карьеру насмотрелись городских сумасшедших почище меня, они получают за это зарплату.
«Когда я, воодушевленная, — вроде как начала новую жизнь — пришла в магазин, то поняла, что могу купить только банан. Я расстроилась и подумала, что идея, может, и приведет меня к хорошей фигуре, но в целом она провальна. Потом я присмотрелась, и оказалось, что можно купить кучу всего в стекле и жестянках — передо мной открылась вселенная ранее не замеченных товаров»
Мы с Тадеушем, моим мужем (Тадеуш Войтович — сооснователь проекта «Ланчерия» — прим. Salt Mag), делаем домашний имбирный эль. Таким образом, по нашим подсчетам, мы экономим больше 30 тысяч рублей в год, не тратя их на покупное вино. Это и полезней, и веселей — сделать что-то самим, удивить гостей. Мы сами стали делать хлеб — все думают, что ты три часа стоишь у плиты, месишь тесто, ждешь, когда подойдут дрожжи. Я вас умоляю — ты просто кидаешь ингредиенты в хлебопечку, и у тебя домашний хлеб. Еще мы завели свой мини-сад на балконе. Там у нас растет много зелени в контейнерах, огурчики и помидорчики, очень трогательные и вкусные.
«Ашан» — прекрасно. Но в других магазинах продукты все еще в пластиковых упаковках, как быть?
Это не большая проблема. Здесь важен момент планирования: просто нужно выделить день для похода в «Ашан» или на местный рынок, чтобы запастись продуктами без упаковок. В этом и смысл осознанного потребления. Вообще, zero waste очень похож не лайфстайл наших советских бабушек, которые латали и перешивали одежду, складывали яйца в металлическую сетку, сдавали стеклянные бутылки из-под молока и раз в неделю ходили на рынок за овощами с сумочкой на колесиках.
Вот вам лайфхак — как не ходить в магазин. Поверьте, если вы проведете дома генеральную уборку, вы найдете все, что нужно. Я как-то обнаружила запас из шести кусков мыла, пользуюсь ими уже полтора года, а до этого раз в месяц покупала жидкое мыло за 115 р. Посчитайте, какая экономия.