Моя юность пришлась на 90-е. В сердцах наших тогда прочно поселилась любовь, в стране и в головах - разруха.
Все мы были тогда одинаково бедные и одинаково жадные до жизни.
На нашем курсе было много областников, веселых обитателей общаги, вечно голодных неунывающих студентов.
Перед первым курсом мы все махнули на картошку. Нас было 150 пацанов и человек 30 девчонок. Не знаю, как ребятам, а нам очень даже нравилось. Внимания, комплиментов и водки хватало всем. Вечерами в школе, где нас поселили, мы устраивали импровизированные дискотеки под старый «Романтик», потом «все подружки по парам до утра разбрелися...»
Мы играли на гитаре, дышали первым воздухом свободы и были абсолютно счастливы.
Непосредственно сам сбор картошки я помню смутно. Наверное, сказывался постоянный недосып и первое серьезное знакомство с некоторыми бодрящими напитками. Самое смешное, что мы даже умудрились что - то заработать...
Время было очень веселое и вспоминается с ностальгией.
Весь первый курс мы вместо занятий торчали в студенческом баре и ощущали себя невероятно крутыми. Как - то, на школьных запасах, сдали первые сессии, потом народ стал потихоньку отсеиваться.
Так, постепенно, вчерашние приятели начали разбегаться по разным городам и весям.
Первыми отсеялись армейцы. Не все, но многие. Между школой и универом вклинилась у них армия, которая окончательно отбила в них охоту прилежно сидеть за партой.
Потом поплыли девушки. Кто замуж, кто сразу в декрет, кто на менее жесткие факультеты.
Остались самые упертые и идейные.
Валерка был упертый. Красавец из области, с модной прической, слегка напоминающий Майкла Джеймса Фокса из ”Назад в будущее”, только еще симпатичнее и ростом повыше.
Кумирами его были Зигзаг Маккряк из “Утиных историй”, кот Том из «Том и Джерри» и волк из “Ну, погоди”, - по причине неунывающего характера данных личностей под любыми ударами судьбы. Валерке такое отношение к жизни было очень близко.
Девушки его любили, и он их тоже. Жил он в общаге, на жизнь смотрел трезво и цену себе знал. В смысле, адекватно себя оценивал.
Однажды, у меня дома, перебирая гитарные струны, он рассказывал мне об окончании своего очередного романа. Подруга, с которой он тогда расстался, была из небедной известной в городе семьи, девушка красивая, умная и упакована как надо, а не как мы, голь перекатная. Впрочем, человек она была хороший, просто, разошлись у них с Валеркой пути - дороги.
До сих пор помню его фразу: «У нее все есть... И даже видеомагнитофон...»
Потом он на секунду задумался, а потом тихо, но очень твердо отчеканил: « У меня тоже будет видак. И квартира БУДЕТ. И машина БУДЕТ. И я САМ на все на это заработаю...». И не было в его голосе зависти. А была какая - то неведомая мне непонятая уверенность.
Я только недоверчиво усмехнулась...
О материальных благах и светлом будущим мы, ничего не имеющие дети почти победившего коммунизма, конечно, мечтали все.
Но абсолютное большинство мечтало как о чем - то эфемерном, призрачном, о том, чего очень бы хотелось, но никогда не может быть.
А Валерка был другим.
Он четко видел цель и к ней шел.
Мы, молодые балбесы, слушали музыку.
Он тоже слушал музыку. Но еще больше он слушал курсы обучения иностранному языку. В наушниках. В электричке. По дороге домой в область и обратно. Он уже тогда ЗНАЛ, что это ему пригодится.
Он обладал яркой индивидуальностью, недюжинным умом и удивительной работоспособностью. У него была харизма. Его невозможно было перепутать ни с кем другим. Он был обычным и необыкновенным одновременно. Он делал то же, что и мы, и еще намного больше. Он находил общий язык с любым, был компанейским, слегка циничным и бесконечно обаятельным. Он упорно и уперто работал на свое будущее. У нас оно было туманное. У него - ясное. Там, в неведомой дали, он видел что - то такое, чего не видели мы...
А еще он был неисправимым романтиком. Он мог остановиться, застыть посреди людной площади, забыв о том, что спешил и, тихо офигевая от восхищенья, слушать композицию Эннио Морриконе из фильма «Профессионал», играющую во всю мощь в соседнем музыкальном киоске. Их тогда было несметное количество. По его собственным словам, «все идут мимо, я один стою, как дурак, и слушаю»... Где был его цинизм в это время? Наверное, спал... И был ли он вообще? Наверное, был. Так, самую малость, дабы легче переживались возможные разочарования...
Иногда у Валерки были единомышленники. Иногда нет. Порой из верящих в него оставался один он. Он же верил в себя всегда. По- крайней мере, у меня складывалось именно такое впечатление.
Мы не были большими друзьями, скорее, хорошими приятелями. Мы шли каждый своей дорогой, периодически пересекаясь и обмениваясь новостями.
Однажды и наши дороги разошлись.
Встретились мы снова через много лет, уже и не помню, как.
Это не суть.
Важно, что Валерка действительно всего добился. На тот момент он уже был владельцем собственного бизнеса и неплохой материальной базы.
Говорят, что поднимаясь вверх по жизнененной лестнице, человек черствеет. Валерка был живым опровержением этому.
Конечно, жизнь внесла свои коррективы. Порой мне тяжело было с ним общаться, иногда мы говорили на разных языках, не понимая друг друга.
Я его помнила в прошлом. Он шагнул далеко в будущее. То ли жизнь заставила, то ли бизнес, но временами он был недоверчивым и невыносимым. И, вероятно, бесила я его жутко. Он же меня пугал...
Но однажды он «вернулся».
В его голове как- то, все- таки, благополучно подружились и существуют в мире и согласии до сих пор тот веселый неунывающий студент из 90-х и преуспевающий современный бизнесмен. И это - еще более редкое явление в наши дни. Как правило, либо человек застревает в прошлом, либо, забывая о нем, и, как следствие, о всех прошлых знакомых, живет только настоящим и будущим.
Валерка и здесь стал исключением.
Помимо всех своих грандиозных дел и замыслов, он ненавязчиво занимался благотворительностью в самом лучшем смысле этого слова.
Он помог нашему однокурснику, попавшему в большую беду.
Он помог девушке, у которой обнаружили опухоль мозга и которую он едва знал. Да еще извинялся, что мало.
Он не ставил при этом никаких условий. Ни пиар, ни благодарность ему были не нужны. Он делал то, что считал правильным и нужным.
У него красавица жена и двое сыновей.
Он периодически появляется в моей жизни в виде сообщений Вайбера. И фоток. То из Италии, то с Кубы, то из Мюнхена.
А 9 Мая он объявился из Берлина. Он прислал фотографии из Трептов -парка и сообщил, что «мы тут почти плачем».
На мое «почему?» он написал: «Потому что они тут, под нами лежат...».
Он выстоял очередь и поклонился Неизвестному солдату...
Правильные мозги у неправильного Валерки...
Многие наши ровесники, мечтающие когда - то вместе с нами, так и остались со своими мечтами.
Ведь, недостаточно РЕШИТЬ что- то сделать.
Еще надо СДЕЛАТЬ, как решил.
Мы все мечтали.
А Валерка ДЕЛАЛ...
Мечты у каждого из нас могут быть разными. Кто - то мечтает о путешествиях. Кто- то- построить дом в деревне. Или вырастить самый ранний урожай. Поймать самую большую рыбу. Стать крутым начальником.
Мечты у всех разные. Несопоставимые между собой. Не хуже, не лучше. Просто разные.
Важно, чтобы однажды мечты стали целью.
Важно оторвать одно место от дивана и начать действовать. Шаг за шагом. Пусть медленно, но верно. Вперед.
Чтобы не случилось, как в том анекдоте:
В церкви молится мужик.
“Господи, пожалуйста, дай мне машину. Ну, пожалуйста, Господи, ну дай мне машину...”
Через много лет этот человек умер. Встретился с Господом и начал его упрекать: «Ну что же ты, Господи, ну почему же ты меня не услышал? Я же тебя так просил, так молился...»
А Господь отвечает ему: «Да я услышал, сын мой! Я с автосалоном договорился, и машину, какую ты хотел, пригнал.
ДА ТЫ ЗА НЕЙ НЕ ПРИШЕЛ...»
Мечтайте, дерзайте и ничего не бойтесь!
Дорогу осилит идущий...
Чтобы в конце пути, чем бы он ни закончился, каждый из нас с удовлетворением мог сказать: «At least, I tried!»
“По крайней мере, я попробовал!”..
P.S.: Валерка! Если ты меня читаешь (а я знаю, что ты меня читаешь), знай:
Я ТЕБЯ ОБОЖАЮ!!!