Не так давно прочла книгу российского психолога Михаила Лабковского "Хочу и буду". В ней есть большая глава, посвященная детям. Хочу поделиться заинтересовавшими меня моментами.
Хочу сказать, что книга вызвала вопросы, личные сомнения и противоречия, заставила многое переосмыслить, понять и принять.
В ней большой раздел, который так и называется "Дети". Там содержится описание психологических особенностей как малышей, так и подростков, а также советы родителям, как следует себя вести с собственными детьми, чтобы они выросли счастливыми людьми.
⠀
О семье
⠀
Все мы родом из детства. То, что происходит в этом периоде формирует нашу личность и взрослую жизнь. И, конечно, все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и сильными людьми, уверенными в своих силах. Но как создать правильные условия для формирования ребёнка?
- Автор предлагает, на мой взгляд, главный рецепт - «Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если родители счастливы, то специально делать ничего и не надо». По-моему, гениально, ведь все начинается с нас самих...
- Дети воспринимают окружающий мир через нашу оценку.
- Ещё интересное замечание для тех, у кого несколько детей. Оказывается, что говорить старшему ребёнку, что с появлением братика или сестрёнки он стал «большим и взрослым» неправильно! Дети это воспринимают как знак того, что их перестали или стали меньше любить! «И это болезненно и крайне неполезно для отношений в семье и его дальнейшей жизни»
- Ребёнку надо доверять, формировать в нем самостоятельность, не пытаться все делать за него.
- Нужно любить своего ребёнка таким, какой он есть! Никогда не говорить ему, что если, например, он не съест кашу, вы его разлюбите!
⠀
О детском садике
⠀
Тут Лабковский говорит о тех случаях, когда детки не хотят идти в сад, называет возможные причины и то, на что родителям стоит обратить особое внимание.
У нас садика пока нет, но вот что я вынесла для себя: садик не надо воспринимать как что-то негативное, нервничать каждое утро во время подъёма и сборов, превращая все это в стресс для всей семьи.
⠀
Кроме того, есть дети, которые действительно не хотят ходить в сад, и насильно заставлять их не нужно.
О школе
Этот раздел для меня пока самый далекий, но здесь очень много важных вещей.
- Лабковский заявляет, что школа - это сфера ответственности самого ребенка, и родителям в это лучше не вмешиваться. Хочешь - делай уроки, не хочешь - не делай. Но отвечать за это должен сам подросток.
- Не нужно делать уроки с детьми. Таким образом, мы вмешиваемся в формирование самостоятельности ребенка, вредим ему.
- "Учеба - личное дело ребенка. А ваше, родительское дело - любить его и заботиться о нем независимо от его успеваемости, прически, пятен на майке, успехов с спорте, музыке, изобразительных искусствах и вообще любых его успехов и провалов. Только безусловная любовь дает детям силы, веру в себя, психологическую стабильность и ресурсы для развития их талантов".
- Также автор советует не лезть с расспросами о школе, если ребенок хочет - расскажет сам. Лучше не наигранно общаться и обсуждать другие темы, активно интересоваться жизнью ребенка, его мнением и увлечениями.
Читали ли вы эту книгу? Согласны ли вы с подходами, предлагаемыми Михаилом Лабковским?
Поддержите, пожалуйста, лайком