Найти тему
Телеканал FAN

Тетрадь смерти — приметы времени

Аниме и манга «Тетрадь смерти» надолго остались в сердцах у многих поклонников по всему миру. Однако не стоит забывать, что манга, по которой снят этот популярный сериал, вышла 15 лет назад. Нет ничего удивительного в том, что многие вещи внимательному зрителю могут показаться несколько устаревшими. Давайте попробуем разобраться, какие же приметы времени можно найти в «Тетради смерти» и актуальны ли они по сей день.

Иллюстрация Такэси Обата
Иллюстрация Такэси Обата

Первая японская странность, которая нашла отражение не только в «Тетради смерти» — телефон. Точнее, мобильные телефоны. Буквально 5 лет назад Япония массово начала переходить на смартфоны (яп. сумахо) с так называемых «кэйтай-дэнва», то есть «мобильных телефонов» — именно так называются пресловутые клавишные «раскладушки», которые благодаря «Галапагосскому синдрому» — изолированности рынка мобильных телефонов в Японии, стали отдельной культурной особенностью.

Телефон Лайта
Телефон Лайта

Для таких телефонов разрабатывались эксклюзивные мобильные приложения, мессенджеры и даже свои жанры лёгкой литературы для удобства чтения, называемые кэйтай-сёсжэцу — «повести для телефонов», бум которого пришёлся как раз на 2000 год. Причём все эти манипуляции производились в интернете, который уже был доступен для мобильных телефонов в то время. Именно так похитители посылают фото сестры Лайта в «Тетради смерти». Прошло 15 лет, но часть японцев продолжает пользоваться такими телефонами, а всего 5 лет назад в таких аниме, как «Врата Штейна», подобные аппараты были чуть ли не центральными предметами в повествовании. Стационарные же телефоны — по-японски просто «дэнва», мало изменились. Дизайн и модели для японских офисов за 15 лет остались теми же, переход на дистанционные «трубки» фактически не наблюдается.

Личный телевизор Лайта
Личный телевизор Лайта

Примерно то же самое произошло с телевизорами. Начало нулевых ознаменовалось появлением плазменных телевизоров, в том числе и в Японии. В манге заметно, что соотношение примерно 50/50: плазменные телевизоры висят в богатых домах, чаще всего в единичном экземпляре, а старые модели используются либо в офисах, либо в качестве личного телевизора для комнаты, а не для всей семьи, что остаётся актуальным и сейчас. До появления смартфонов и пламенных телевизоров идея изобрести портативный ТВ-приёмник также много раз воплощалась для рынка.

Офисный стационарный телефон
Офисный стационарный телефон

Начало 2000-ых не только для СНГ, но и для всего мира было последним пиком популярности субкультур. Пресловутые «готы» (к числу которых относится Миса) появились в Японии ещё в конце 80-ых, отделившись от фанатов вижуал-кей — поджанра исключительно японского панк-рока, вокруг которого сложилась целая субкультура со своей модой и стилем. Эра готики в Японии закончилась чуть позже, чем на Западе, растворившись в других течениях или соединившись с отаку поклонниками готик-лоли. Идолы и модельный бизнес после кризиса 90-ых начали приобретать текущую форму со всеми «дополнительными услугами», которые можно увидеть во второй части манга. Тогда же начали появляться клубы, визуально напоминающие современные. В первой и последней главе манги также упоминаются остатки босодзоку — мотоциклетных хулиганов, характерных для конца 20 века, которых зритель может помнить по приквелу к «Крутому учителю Онидзука» или «Акира».

-5

Первая жертва Лайта — немолодой бандит на современном мотоцикле, который орудует в центре города — совершенно типичный представитель этой «постаревшей» для 2004 года субкультуры. Ее представители начали ездить на мопедах ещё в 80-ые — в период рассвета мотокультуры со своими бандами, тюнингом транспортных средств и особым неприятием к букве закона. Ещё спустя несколько лет, к моменту выхода сериала, эта субкультура практически исчезнет с дорог крупных городов Японии. Законодательство ужесточилось, и бравые маргиналы превратились во вполне законные «клубы байкеров» для постаревших босодзоку.

Глава «Сакура-ТВ» на своём Мерседесе. Такой же был у отца Лайта.
Глава «Сакура-ТВ» на своём Мерседесе. Такой же был у отца Лайта.

Последние и самые крупные приметы — автомобили. Для Японии любой крупный легковой транспорт — роскошь. Персонажи — высшие чины полиции, компаний и прессы — постоянно щеголяют свежими для 2004 года мерседесами S и С класса, а один из председателей компании из второй части истории разъезжает на новом Порше 996. Также в «Тетради смерти» несколько раз появляются достаточно дорогие спортивные мотоциклы и ретро-автомобили премиум-класса из Европы (Мерседес Лайта) и Америки (машина Мэлло).

Токийское такси
Токийское такси

Кроме того, манга, действие которой разворачивается в Токио, не обошла вниманием самый узнаваемый транспорт японской столицы — такси Тойота Комфорт, которые ныне, по заявлению самих японских властей и корпорации Тойота, уходят в прошлое. К олимпиаде 2020 года город остается без своего знаменитого символа, который был с ним с 1980-ых годов — одного из немногих напоминаний о тех временах, кроме знаменитых «зелёных телефонов» в японских телефонных будках, которые появляются в манге несколько раз и разбросаны по Токио по сей день. Воздушный транспорт же представлен не только вертолётами, но и пассажирскими самолётами, которые по сей день остаются классическими — Боинг 737 или машина, которая отдалённо напоминает модели, разработанные ещё в 1980-ые годы и прошедшие проверку временем. В разных модификациях они используются и в наши дни.

-8

На психологию и преступность несомненно оказали влияние массовые убийства и теракты в Японии, которые начались ещё с 1960-ых годов. Они обернулись сначала трагедией 1995 года, когда секта оставила в страхе всю страну на долгие годы и события в Осаке 2001 года, когда обыденные для сегодняшнего дня массовые убийства вышли на новый уровень — массовые убийства в школе. Тогда от рук невменяемого уборщика погибло 8 школьников. Несомненно, личность Лайта формировалась под влиянием этих трагедий, которые также были сопряжены с событиями его детства — кризисом «мыльного пузыря», который толкнул многих граждан Страны восходящего солнца к пропасти нищеты. Лишь к 2000 году, то есть всего за 4 года до начала событий истории, экономические показатели в стране вернулись на стабильный уровень роста.

Мы отметили несколько самых ярких предметов и тенденций начала 2000-ых годов в Японии, которые встречаются в аниме и манга «Тетрадь смерти». Одежда, архитектура, стиль жизни —несомненно, они тоже отражают богатство Японии начала 00-ых, но о них мы поговорим, возможно, в следующий раз.