«Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить», — так писал Фёдор Тютчев. Прошли столетия, но что изменилось с тех пор?
Всё та же грибоедовская «смесь французского с нижегородским». Всё те же бесконечные попытки измерить русскую действительность то западными, то восточными мерками, подогнать под какие-то стандарты и, словно этого недостаточно, раз за разом восхищаться всем чуждым, диковинным, сочетая это восхищение со стремлением привнести увиденное и услышанное за кордоном в обыденную жизнь, чтобы укоренить, пусть даже против воли, как делал Пётр I.
И в точности, как столетия назад, вновь и вновь в желание добиться поставленной цели и стать такими же, как другие, в современности идёт привлечение талантливых людей из-за границы, чтобы они, получив паспорт с двуглавым орлом, начали творить и созидать уже не для своей Родины, а для нашей, по чужому лекалу, по иному образу и подобию.
Примеров можно привести множество. Актёры, спортсмены, бизнесмены получают российское гражданство в надежде уменьшить выплачиваемые налоги. Мы же не только рассчитываем получить с них лишнюю копейку (ведь даже при нашей, не такой уж высокой ставке, налоги с их доходов достаточно велики), но и принимаем со своим легендарным, типично русским гостеприимством, радуясь, словно давно потерянным друзьям, которые наконец нашли дорогу к нашему порогу.
Примером тому может служить радушие, с которым встретили внезапно обрусевшего Жерара Депардьё.
Ещё в прошлом веке наш зритель полюбил этого яркого, харизматичного, мужественного актёра. Многим дамам он вскружил голову. Многие мужчины хотели походить на высокого атлета. И никто почему-то не заметил, как изменился, погрузнел, даже "подурнел" легендарный Депардьё. Как редко его стали приглашать в действительно стоящие фильмы. Как мало внимания начала уделять ему западная пресса.
Возможно, где-то там, в далёкой и родной Франции, популярность Жерара пошла на спад. Но то во Франции, не в России. А потому стоит ли удивляться, что, согласно недавнему заявлению ТАСС, «почётный удмурт» был приглашён на роль великого писателя Льва Толстого в запланированной Станиславом Лебедевым картине «Воронье гнездо».
Как к этому относиться? Как минимум двояко. Да, конечно, Депардьё очень разноплановый актёр с богатым опытом (на его счету более ста восьмидесяти картин, и все они в разных жанрах).
Но может ли он сыграть нашего классика, который прославился богатством своего русского языка (ну ладно, и французского тоже) и создал ряд культовых произведений, определивших развитие отечественной литературы вплоть до сегодняшнего дня? Это вызывает большие сомнения.
И не поэтому ли Депарьдё в июне отказался от российского гражданства и продал все квартиры в РФ?
"Умом французов не понять, налогом русским не измерить" )))
Татьяна Крылова