Европейские кинемографии достигли наивысшего расцвета в 60-е - 70-е годы прошлого столетия: Французская новая волна, итальянский киноренессанс 60-х, немыслимое количество эксплуатационных жанров, а также швейцарская новая волна, бельгийская новая волна, каталонский киноавангард, немецкое новое кино. Интересное было время, можно было зайти в кино и совершенно случайно наткнуться на шедевр.
Естественно, были актеры и актрисы, которые во всей этой движухе принимали самое активное участие. И если выбирать актера, поработавшего с наибольшим количеством разноплановых режиссеров в этот период, то первое место стоит отдать Жану-Луи Трентиньяну. Среди актрис первую скрипку играет Дельфина Сейриг.
Нельзя сказать, что Дельфина самая выдающаяся актриса поколения или обладательница сногшибательной внешности, её крутость в другом: она успела поработать с наибольшим количеством разноплановых режиссеров поколения и в каждом фильме, не особо менясь внешне, была практически неузнаваема.
10 ключевых фильмов Дельфины, по которым можно изучать европейское кино эпохи
Погадай на ромашке (Pull My Daisy), 1959, режиссеры - Роберт Фрэнк, Альфред Лесли
Короткоткометражка с участием цвета бит-поколения. Сейриг составляет компанию Джеку Керуаку, Аллену Гинзбергу и Грегори Корсо.
В прошлом году в Мариенбаде (L'année dernière à Marienbad), 1961, режиссер - Ален Рене
Первая главная роль Сейриг случилась в этом визуальном шедевре за режиссурой Рене по сценарию Алена Робб-Грийе. Один из фильмов, вызывающих споров не меньше, чем всё творчество Дэвида Линча.
Музыка (La musica), 1966, режиссер - Маргерит Дюрас
Режиссерский дебют выдающийся французской романистки Дюрас, которая в 70-е станет самым радикальным режиссером французского арт-кино. В отличие от позднего творчества здесь есть (мело)драматический сюжет, который разыгрывают на двоих (почти) Сейриг и Робер Оссейн.
Украденные поцелуи (Baisers volés), 1968, режиссер - Франсуа Трюффо
Третья часть эпопеи Трюффо о жизни и приключениях Антуана Дуанелля, главную женскую роль в котором сыграла Дельфина.
Мистер Фридом (Mr. Freedom), 1969, режиссер - Уильям Кляйн
Гротескный сатирический кинокомикс, высмеивающий американскую культуру и американскую политику с позиции европейских леваков. Титульный "Мистер Фридом" (стёб над Капитаном Америка) прибывает во Францую, чтобы разобраться с "коммунистической заразой". Среди персонажей есть даже "Человнк-мужик" в исполнении Филиппа Нуаре. Кино напоминает игровой "Южный парк", но снятый с левых позиций.
Дочери тьмы (Les lèvres rouges), 1971, режиссер - Гарри Кюмель
Дебют Дельфины в эксплуатационном кино и по совместительству самый эстесткий фильм субжанра "Вампирши-лесбиянки". Героиню Сейриг зовут Батори, что говорит о фильме очень многое.
Скромное обаяние буржуазии (Le charme discret de la bourgeoisie), 1972, режиссер - Луис Бунюэль
Один из главных фильмов Бунюэля, не нуждающийся в особых представлениях. Тремя годами ранее Дельфина уже снялась у режиссера в "Млечном пути", но в "Скромном обаянии" роль у неё более крупная.
Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles), 1975, режиссер - Шанталь Акерман
Шедевр Акерман об аде повседневности, о котором я уже неоднакратно писал в рамках данного канала. Лучшую свою роль Сейриг сыграла именно в этом фильме.
Песня Индии (India Song), 1975, режиссер - Маргерит Дюрас
Исключительно экспериментальный, но потрясающе завораживающий фильм Дюрас, разрывающий границы между изображением и звуком, кино и литературой.
Репетиция (Repérages), 1977, режиссер - Мишель Суттер
Камерная чеховская история, поставленная одним из главных швейцарских режиссеров. Сейриг играет здесь в компании Трентиньяна, чей фильмографии образца 60-х и 70-х не менее впечатляюще, чем у неё.
PS. Кроме того, Дельфина Сейриг снималась у таких незаурядных режиссеров, как Джозеф Лоузи, Жак Деми, Дон Сигел, Ги Жиль, Ульрике Оттингер.