Найти в Дзене
Мир творческих людей

Рон Ховард снял фильм о Лучано Паваротти

Снять документальный фильм сложнее, чем художественный. Он требует особого подхода и очень качественной, слаженной работы режиссёра и сценаристов. Тут не получится выехать на спецэффектах и смазливых лицах нанятых актеров. То есть допустить ошибку в подаче материала и потерять аудиторию, неизменно скучающую при ровном изложении фактов, очень просто. А от того, как будет показан человек, чья судьба послужила вдохновением для картины, зависит образ, который останется в истории. И это огромная ответственность.

Не побоялся взвалить такую ношу на свои плечи оскароносный режиссёр Рон Ховард, прославившийся своими работами над кинолентами «Игры разума», «Апполон-13» и другими. На этот раз в сферу его интересов попал легендарный тенор конца прошлого столетия Лучано Паваротти.

Конечно, каждому известно имя культового певца, который сумел смешать в сознании публики традиционное искусство с популярным, несмотря на многочисленную критику, обрушившуюся на него в последние годы жизни. Но, если разобраться, много ли слышал рядовой зритель о судьбе этого человека, фактически титана в области музыки.

А что он знает о личности Лучано Паваротти? О его характере, надеждах, чаяниях, страхах? Именно личности маэстро посвящён новый фильм Рона Ховарда, в котором собраны многочисленные фотографии тенора, записи его концертов, личные видео, рассказы его родных, близких и коллег.

Кинолента получилась пронзительной. Все кусочки мозаики под названием "жизнь звезды" собраны в правильной с точки зрения восприятия последовательности, хоть и не всегда в хронологическом порядке. Картина не перегружена нюансами и пустыми деталями. Всё находится на своих местах. Информация подаётся дозировано, но таким образом, чтобы, выставив на первый план закулисную жизнь Паваротти, не забыть о его достижениях на сцене и в общественной деятельности.

При этом всё гармонично сочетается. В результате зритель оказывается во власти обаяния главного героя биографической истории, проникаясь его радостями, сомнениями, болью, желаниями и словно растворяясь в доброте, которой лучатся его глаза даже на самых старых, самых смазанных кадрах.

-2

Отчётливо ощущается одиночество в толпе, которое в разные периоды испытывал певец, живущий вдали от семьи, дома, родного города, своей страны. Рассказано о психологической травме, которую получил ребёнок войны, и то, как он справлялся с переживаниями во взрослом возрасте, с помощью благотворительности борясь со своими демонами.

Делается акцент на упорстве, которое помогло маэстро подняться на вершину, его неуёмной энергии, позволяющей добиваться самых неординарных целей, позитивном взгляде на мир, превратившем его в настоящего бойца, а также склонности к экспериментам, позволившей ему из адепта классического искусства стать экспериментатором.

Красной нитью проходит любовь к Женщине, будь то мать, жёны, любовницы, дочери, коллеги по работе. Зритель, попавший под обаяние этого неординарного мужчины, вдруг начинает осуждать его за легкомыслие, особенно ярко проявившее себя в преклонном возрасте. За легкомыслие, заставившее уйти из семьи вслед за новой, оглушительной любовью и послужившее причиной множественных пересудов, негативных суждений и откровенного неприятия со стороны консервативных соотечественников.

-3

Но тут же восхищается тем, что легкомыслием лишь называли, — его страстным стремлением создать единую музыкальную вселенную, в которой не будет жёсткого деления на жанры, исчезнут ярлыки, обозначающие «высокое» и «низкое» искусство, а останется только бескрайний простор для развития таланта, в чём бы он ни проявлялся.

Изюминкой киноленты становится рассказ о трёх тенорах, который превратился одновременно в оду дружескому сотрудничеству и профессиональному соперничеству. Кто они: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас? В чём секрет их успеха? Быть может, в том, что эти люди поют на мелодичных языках, словно специально созданных для написания оперных арий. И эти языки являются для них родными.

-4

Недаром ведь в картине прозвучала мысль о том, что оперный певец должен чувствовать каждое слово, пропускать через себя и подавать с нужными эмоциями, всегда по-разному. Это никогда не получится сделать на чужом языке, что лишь доказывает исполнение легендарным трио песни «Чёрные очи», потерявшейся за акцентами и словно лишившейся души. А может быть, секрет в умении импровизировать. Каждый из теноров на сцене проживает маленькую жизнь. Через неё они раскрывают свои характеры, свои души. Это не сравнимо с теми безликими моделями для «Инстаграма» или Ютюба, к которым мы успели привыкнуть сегодня.

Это люди, чей внутренний мир не дано вместить ни одной картинке даже с самыми инновационными фильтрами. Их общение с аудиторией завораживает, а обаяние каждого накрывает с головой, подобно тёплой морской волне — ласковой, но практически всемогущей. Когда слушаешь рассказ об этом необычайном опыте из уст ныне живущих испанских певцов, собираешь по крупицам фразы из старых интервью Паваротти, складывается картина, достойная отдельной экранизации.

Рон Ховард во всей полноте показал атмосферу прошлых лет, которую, подобно циклонам и антициклонам, создавали значимые для эпохи люди. Лучано Паваротти и принцесса Диана. Их встреча на концерте в Лондоне под проливным дождём, их дальнейшее общение — это уже история, которая никогда не повторится вновь.

Золотая страница в светской жизни Европы конца двадцатого столетия, которую мы, современники, можем увидеть благодаря стараниям режиссёра и его команды. Лучано Паворотти и Боно. Рождение нового представления об искусстве. То ощущение новизны, предвкушение большего, безмерное ожидание, которое удалось воспроизвести в кадрах, невероятно ценно.

Фильм «Паваротти» имеет глубину. Она создаётся благодаря правильной подаче, логическому построению повествования и монологам, каждый из которых можно превратить в отдельный цитатник. Фраз, поражающих сознание и переворачивающих его вместе с представлением о великом теноре, так много, что в какой-то момент теряешься в них, растворяясь в мыслях и ассоциациях. Но фильм идёт вперёд, как идёт вперёд жизнь. Жизнь, которая, по словам маэстро, слишком коротка.

А значит, нет времени прямо там, в кинозале, заострять своё внимание на каждом размышлении, приходится оставлять их на потом, чтобы тут же увлечься чем-то новым. Очередной идеей, очередным сюжетом из биографии реального человека.

Однако главное достоинство киноленты Рона Ховарда — эмоциональность. Картина не может быть названа банальным пересказом событий. Это не сухая биография. Это диалог между Лучано Паваротти, его близкими, журналистами, сценаристами, режиссёром и зрителями, собравшимися, чтобы пережить вместе с гением каждый момент, каждый взлёт, каждое разочарование, каждое критическое слово и каждую ошибку.

Эффект достигается не только благодаря стройному сценарию с постепенным нарастанием общего напряжения или умелой командной работе режиссёров и операторов, но и монтажу Пола Краудера, который подобно волшебнику свёл воедино звук и видео таким образом, чтобы полностью оглушить, ошеломить, вытащить из зоны комфорта и, наконец, изменить каждого, кто выкроит время на просмотр фильма.

Трудно удержаться, чтобы не аплодировать после каждой арии. Невозможно не пролить несколько горьких слёз в середине картины и целый поток в финале. А после просмотра, выходя из кинозала, не избавиться от картин, снятых частично на маломощные старые камеры, иногда и вовсе чёрно-белые, но таких ярких, какими вряд ли может похвастаться вселенная Marvel.

Если Вам есть что сказать об этом великом человеке, напишите в комментариях. Ждем!

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»

Екатерина Кузнецова