Когда критики хвалят, а зрители в ярости
Постоянным посетителям кинотеатров наверняка приходила в голову мысль: почему там то густо, то пусто? То трудно выбрать, какой из очередных замечательных фильмов посмотреть, то «при всем богатстве выбора иной альтернативы нет».
Все очень просто. Крупнейшая в мире киноиндустрия - американская, популярнейшие в мире фильмы - американские, ну и бюджеты - тоже. А если средние затраты на фильм в районе ста миллионов долларов, то нужно использовать все, чтобы обеспечить максимальные кассовые сборы. Например, с помощью фактической монополизации проката, что мы на этой неделе и будем в очередной раз наблюдать в случае с «Королем-львом». Как это делается - посмотрите на расписание: на условиях примерно такого количества ежедневных сеансов предоставляются для проката голливудские блокбастеры.
«Король-лев» принадлежит к вошедшему сейчас в моду разряду игровых римейков анимационных картин. Правда, «игровой» он с некоторой натяжкой, учитывая количество компьютерных спецэффектов, а также то, что в «Короле-льве» из исполнителей лишь животные.
Ленту поставил известный голливудский многостаночник (не только режиссер, но и сценарист, продюсер и актер) Джон Фавро - это уже вторая его подобная переделка классической анимации после чрезвычайно успешной «Книги джунглей» (12+). На этот раз, однако, отзывы получились чрезвычайно разноречивые.
Профессиональные кинокритики оценили «Короля-льва» скорее положительно, хотя отрицательных отзывов тоже хватало, а вот зрители оказались буквально в ярости - 5,2/10 на www.imdb.com говорят сами за себя. Все же я не стал бы однозначно принимать такую оценку за чистую монету: в США мультик-оригинал не просто популярен, как и вся остальная анимация «Уолт Дисней пикчерс», это вещь, без преувеличения, культовая. Учитывая же, что первыми версию Фавро посмотрели именно американские зрители и наверняка исключительно фанаты первого «Короля», такой катастрофический рейтинг, по всей видимости, является просто индикатором оригинальности новой постановки.
Все остальные новинки недели - для тех, кто «Короля-льва», по мнению голливудских маркетологов, смотреть не будет в принципе. Японское анимэ «Код Гиас: Лелуш воскресший» - продолжение культовой франшизы, - смесь альтернативной истории и паропанка, причем это даже не вторая, а уже то ли шестая, то ли седьмая часть (точный подсчет произвести трудно, поскольку в состав входят не только полнометражные мультфильмы, но и телесериалы). Разумеется, смотреть это стоит только поклонникам проекта.
Аргентинский триллер «Мышеловка» рекомендовал бы в первую очередь любителям и знатокам этого жанра. Образно говоря, это своего рода «жанровый артхаус». Режиссер Мариано Кон не раз представлял свои картины на международных фестивалях, крупнейшее достижение - трагикомедия «Почетный гражданин» (16+), награжденная в Венеции.
Фабула «Мышеловки» достаточно банальная: профессиональный вор избирает целью шикарный бронированный лимузин, стоящий без надзора, залезает в него… и в это время двери блокируются! При желании можно вспомнить много аналогичных картин (мне на ум пришел «Куб», 16+). Но фабула тут не главное, главное - какое развитие она приобретает. Если брать в расчет репутацию Мариано Кона, фильм как минимум любопытный. В то же время - опять-таки вспоминая предыдущие достижения аргентинца! - говорить о чистом развлечении в случае с «Мышеловкой» не приходится. Не исключено, что она станет культовой… а может, и не станет. Как говорят шахматисты, игра на два результата.
Еще одна потенциально культовая картина из новинок - «Солнцестояние». Это второй фильм американца Ари Астера, буквально прогремевшего своим полнометражным дебютом, «Реинкарнацией» (18+). В обоих случаях перед нами - комбинация хоррора и какого-нибудь другого жанра: «Реинкарнацию» смешали с семейной драмой, «Солнцестояние» - с приключенческим фильмом.
По сюжету группа антропологов отправляется в отдаленное шведское поселение, в котором регулярно проводится древний языческий праздник - День солнцестояния. Ими он первоначально воспринимается как обычная фольклорная традиция - каковым он на самом деле не является!
«Солнцестояние» интересно также актерским ансамблем: в нем играют исполнители, уже создавшие себе репутацию и единодушно называемые восходящими звездами, но зрителю еще не слишком известные. Например, это Флоренс Пью, играющая главную женскую роль, в активе которой есть в том числе и награда Каннского фестиваля как лучшей молодой актрисе, и такая же номинация на приз BAFTA («восходящая звезда»), плюс премия Европейской киноакадемии за роль в «Леди Макбет».
И наконец - фильм без претензий, малобюджетная криминальная комедия «Искусство обмана» Мэтта Аселтона. Режиссер - не на слуху, на его счету - драма «Гигантик» (16+), получившая пару второстепенных призов на второстепенных фестивалях, не отличающийся популярностью интернет-сериал «Робин Бэнкс» и несколько короткометражек. Актеры - неплохие: Эмили Ратаковски и Тео Джеймс в главных ролях. Джеймс, звезда «Дивергента» (12+), здесь также исполнительный продюсер: скорее всего, ему фильм и обязан появлением.
Сюжет «Искусства обмана» типичен для комедий про мошенников: специалист по кражам произведений искусства знакомится с начинающей моделью, чьи финансовые проблемы сделали ее способной на любой риск, и они вместе задумывают провернуть грандиозную аферу. Оценки фильма смешанные: по качеству это, видимо, не более чем обычная «независимая» постановка. Что ж, если принимать в расчет его заявленный бюджет, 3 миллиона долларов (в сравнении с 260 «Короля-льва»!), это неудивительно.