В июле родился замечательный американский писатель и публицист, ролевая модель для нескольких поколений и икона документальной прозы.
Будущий реформатор журналистики родился в захолустном Кентукки в 1938 году и поначалу притворялся тихим задумчивым мальчишкой, больше всего любившим чтение.
Но потом его отец умер от рака и все изменилось. Теперь малыша-Хантера с двумя братьями воспитывала запойная алкоголичка-мать. Видимо, сил на трех пацанят ей не хватало, так что по итогам ее воспитания будущий писатель развил в себе прямо-таки генетический антагонизм к любым правилам помимо тех, что он придумывал для себя сам.
Томпсон 19-ти лет угодил в армию, потому что вконец достал своими выходками местную полицию. Его забирали в участок, а парень в ответ его разносил.
Из армии его выгнали за то, что рядовой заражал мятежным и возмутительно снобским духом других солдат (это официальная формулировка). Правда, Хантер успел поработать репортером армейской спортивной газеты — пока ему не надоело писать скучные отчеты о матчах.
Тогда Томпсон стал придумывать скандальные разоблачения, которые рассылал по известным издательствам. В день увольнения он накатал историю о том, как солдаты разграбили винную лавку, а потом насиловали женщин и били офицеров. Естественно, текст он разослан по информационным агентствам, а копию оставил на столе редактора.
Впрочем, всего года жизни на «гражданке» ему хватило, чтобы заскучать и там.
Вот Томпсона выгоняют из журнала Time за отказ подчиняться редактору. В том же году все повторилось в Middletown Daily Record, откуда талантливого, но строптивого репортера вышибли после драки с владельцем местного ресторана и сломанного вендингового автомата.
Несмотря на редкостное (и, пожалуй, показное) раздолбайство Томпсон отличался огромной внутренней самодициплиной.
Однажды он вознамерился перенять элементы стиля Фицджеральда и Хэмингуэя. Для этого начинающий писатель несколько раз подряд перепечатал на машинке романы «Великий Гэтсби» и «Прощай оружие». Стиль от подобного упражнения улучшился, хотя и остался (к великому счастью для нас) его собственным.
Настоящая известность пришла к Томпсону после историй о байкерах. Терроризировавшая США банда «Ангелы Ада» не особо привечала журналистов, но именно этот почему-то пришелся сумрачным мотоциклистам по нраву.
Они терпели его присутствие целый год. Томпсон колесил с ними по Америке и участвовал в разборках. В итоге все это привело к серии статей в Nation, а после к книге, немедленно ставшей бестселлером.
Кстати, «Ангелов» Томпсон вывел далеко не комплиментарно. А еще они требовали поделиться с ними авторским гонораром за книгу. Томпсон отказался, за что его избили.
Впрочем, к риску писатель уже попривык. Так что он наводнил свой дом всеми видами стреляющего оружия и продолжил жить дальше.
У Томпсона была какая-то личная вендетта с Ричардом Никсоном. Отдельной книгой он издал серию статей для Rolling Stone, в которой методично смешивал с навозом действующего президента.
Томпсон даже собаку выдрессировал по команде «Никсон» рвать чучело в маске политика. Примерно с тех пор ему и дали кличку «Акула Хантер».
Однажды Томпсон участвовал в выборах на должность шерифа города Аспен. Он пообещал легализовать все виды наркотиков, перекопать все улицы и на их месте сделать пешеходные зоны, решив таким образом и проблемы с парковкой. Чтобы выделяться на фоне оппонента он выбрил череп наголо и дал сопернику кличку «Длинноволосый».
Томпсон проиграл выборы, собрав впечатляющие для новичка... 44% голосов. Не исключено,что в жизни этот человек выбрал совсем не ту стезю.
Второй культовый роман Томпсона называется «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Он написан под впечатлением от документальной книги Томаса Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест». На нее Томпсон опубликовал хвалебную рецензию в Observer (откуда его сразу уволили).
То было время расцвета психоделической субкультуры. И в отличие от Вулфа Томпсон уже знал ее изнутри. Он задался целью написать об этом максимально честную и беспощадную книгу. Что ему, в итоге, удалось.
Томпсону принадлежит авторство того, что он назвал «гонзо-журналистикой». Это публицистика, в которой основное внимание уделяется не редакционному заданию, а любой незначительной чепухе вокруг него, что попадется на глаза репортеру.
К примеру, нужно описать заезд дерби. Томпсон не пытается узнавать клички лошадей, брать интервью у жокеев, а вместо этого топает в ближайший к ипподрому бар, где надирается вусмерть, попутно не забывая беседовать с тамошними завсегдатаями на случайные темы.
Текст им пишется не в блокноте, а на первом попавшемся клочке бумаги, салфетках и прочем мусоре. Все это приносится в газету и вываливается на стол редактору.
В нормальной ситуации подобное не печатают, но Томпсон сам был событием, так что его писанина издавалась и на ура принималась публикой.
Томпсон покончил с собой в возрасте 67 лет. Причиной, если судить по посмертным запискам, стало то, что писателю наскучило жить.
Прахом Томпсона выстрелили из пушки со специально построенной 45-метровой вышки. Профинансировал церемонию Джонни Депп, с которым писатель сдружился на почве бунтарства.
***
Читайте больше о писателях, их жизни и творчестве в нашем Яндекс-канале.