Их ещё по-другому называют «чёрная пехота». Многие историки до сих пор продолжают свои споры по поводу количества погибших строевых военнослужащих в советской армии. Но количество людей из «чёрной пехоты» погибло столько, что невозможно точно подсчитать.
Впервые они появились зимой 42-го года. Этих военных не зря называли одноразовыми солдатами, ведь им нужно было принять участие лишь в одном сражении. Набирать такую армию начала после вышедшего указа «О призыве в Красную Армию граждан, проживающих на освобождённых территориях».
То есть к службе призывался весь мужской пол от семнадцати до сорока пяти лет. По сути, эти люди должны были пройти специальную военную подготовку, прежде чем идти на сражении, но зачастую этих людей кидали прямо в пекло разгоревшегося боя без какой-либо подготовки и без оружия. Порой им даже не утруждались дать военную форму. Они были в роли пушечного мяса.
Историк Борис Соколов поделился в собственной книге тем, что таких солдат не просто так отправляли «голыми» и безоружными на поле боя. Тактика была такова: бросать чёрную пехоту в бой, чтобы немцы потратили свои силы на их уничтожение. Боеприпасы, снаряды и многое другое уходило на убийство этих людей. Нацисты истощались и не могли уже дать столь сильный отпор советским солдатам.
Гитлеровцы были удивлены такой тактикой, они прозвали чёрную пехоту по-своему – «трофейные солдаты».
Факты, которые приводит Соколов (в основном, они затрагивают численность погибших солдат в «чёрной пехоте») многие ставят под сомнение. Но сам факт существования такой пехоты и применяемого метода историки не отрицают. Это подтверждается также многими свидетелями.
Украинский писатель Анатолий Димаров, который был в составе «чёрной пехоты» поделился своими воспоминаниями. Он уже был инвалидом после полученного ранения и проживал на оккупированной земле. После того, как их посёлок был освобождён от гитлеровцев, его мобилизовали и взяли в армию. Таких, как он, новобранцев было около пятисот человек. Их послали на штурм одного комбината, где уже успели укрепиться вражеские войска.
Ему и другим «одноразовых солдат» выдали по половине кирпича каждому, которые были в качестве гранат. Таким образом, «чёрная пехота» искупала вину за то… что им пришлось жить на оккупированной территории. И нельзя было сделать ни шагу назад, ведь позади уже стояли пулемётчики. Он получил тяжёлое ранение разлетевшимися осколками от мины. Позже его отправили в госпиталь. Димаров признаётся, что доктора долго пытались разжать его руку, сжимавшую злосчастную кирпичную половинку. Их было пятьсот человек, но в живых осталось пятнадцать.
Это был не единичный случай. Людей таким образом засылали на поле боя до 44-го года, практически до самого окончания войны. Украинские поисковики иногда находят останки погибших солдат из этой пехоты. Рядом с ними обычно располагаются инструменты, которыми они могли защищаться (например, лом).
Осенью 43-го был всё же подкорректирован указ, вышедший в 42-ом. Теперь нужно было полностью обучать бойцов перед тем, как отправить на поле боя. Запрещалось вводить необученных бойцов. В новом приказе говорилось, что этих солдат нужно оставлять в запасе, обучать и потом уже только высылать на сражения. Но, как показала практика, многие не стали соблюдать новый приказ.