Найти тему
Белая Гвардия

Борьба за сверхзвук. История и перспективы сверхзвуковой пассажирской авиации

В пассажирской авиации под конец 60-х годов стали появляться проекти лайнеров, которые могли бы перелететь Атлантику за 3 часа, а еще не так давно на это уходило 12 часов и более.

Разработкой подобных амбициозных проектов занимался Советский Союз, а именно, конструкторское бюро А.Н, Туполева, американский Boeing и англо-французский консорциум.

Американцы быстро сошли с дистанции, сумасшедшие, на бумаге, характеристики Боинга 2707, в жизни оказались сложно реализуемы,
и неадекватно дороги несмотря на успехи Соединенных Штатов в области военного сверхзвука. Программу свернули в 1971 году.

Boeing 2707, один из двух недостроенных прототипов
Boeing 2707, один из двух недостроенных прототипов

Более успешными оказались европейцы, их детище - «Конкорд»( в переводе с французского - «согласие»), стал результатом слияния двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта. Впервые полетел в 1969 году, а ввод в повсеместную эксплуатацию в 1976.

«Конкорд» - британских авиалиний
«Конкорд» - британских авиалиний

Но первым сверхзвуковым авиалайнером поднявшимся в небо был таки Советский Ту-144, 31 декабря 1968 года совершил свой первый полет и тем самым открыл новую эру в пассажирской авиации. А 12 ноября 1970г. развил скорость 2340 км/ч на высоте 17 км.

Ту-144
Ту-144

Между собой Ту-144 и «Конкорд» очень похожи - скорость диктует конфигурацию самолетов: треугольные крылья, остроконечный нос, что опускается на взлете и посадке, внутренняя конфигурация. Отличаются же лайнеры размерами и отсутствием небольших передних крыльев у западного коллеги.

Небольшие передние крылышки Ту-144 иногда ласково называли длинными ушками
Небольшие передние крылышки Ту-144 иногда ласково называли длинными ушками

Коммерческой же карьерой советский самолет похвастаться не может, через 7 месяцев после начала эксплуатации «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Связано это было с нерентабельностью и сложностями в эксплуатации. Более успешным оказался в этом плане «Конкорд» который с 1976 по 2003 год перевез в общей сложности 2,5 миллиона пассажиров( для сравнения: Ту-144 всего - 3284).
На текущий момент сверхзвуковые самолеты могут представлять интерес только для небольшого круга пассажиров, для которых скорость важнее комфорта и стоимости. Такими самолетами являются в первую очередь бизнес-джеты, небольшие самолеты для бизнесменов, политиков и просто очень богатых людей. Проекты сверхзвуковых бизнеc-джетов имеются и у гигантов самолетостроительной индустрии, в частности у Airbus.

Aerion AS2 - сверхзвуковой бизнес-джет
Aerion AS2 - сверхзвуковой бизнес-джет