«Зверь Tien-schu водится только в холодных регионах, на реке Tai-tunn-giann и дальше к северу в сторону Ледовитого океана. Этот зверь похож на мышь, но ростом со слона, ненавидит свет и живет в темных пещерах, его мясо холодное и очень здоровое» (древняя маньчжурская рукопись)
Мамонты – такое же эксклюзивное богатство Якутии, как золото и алмазы. На территорию Республики приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире.
Во времена мамонтов люди уже заселили эти арктические широты. Для них эти великаны сохраняли жизнь в непростых условиях - обеспечивали кров, одежду, пищу, предметы быта и произведения искусства.
А вот европейцы, до которых останки мамонтов доходили лишь в качестве отдельных костей и бивней, долгое время не могли составить полное представление о его внешнем виде. Так, в средние века они считали, что гигантские кости мамонтов ‒ это минеральные образования («игра природы»), принимали их за останки святых, или же, за кости ангелов, низвергнутых с неба. В других случаях, их принимали за кости великанов или мифологических героев.
Обитатель «нижнего» мира (Крыса живущая под землей)
«Земляной бык», «водяная корова», «крыса живущая под землей» - в фольклоре, мифах и преданиях коренных народов Севера образ мамонта приобретал причудливые формы. В представлении якутов, это животное огромных размеров и с непременным атрибутом – рогами, обитающий глубоко под водой или под землей, редко выбирающийся наружу, как правило, чтобы умереть. Солнечный свет считался губительным для этих обитателей «нижнего» мира.
Бивни мамонта в старину воспринимали как рога «водяного быка» ‒ «Уу-огуhа». По эпосу народа саха Олонхо, чудовища – абааhы, живущие в «нижнем», подземном мире, «выезжают оттуда на быках и появляются обычно с севера». (Эпос Олонхо причислен к шедеврам устного и нематериального наследия ЮНЕСКО).
«Проходя по земле оставляет тропы, а на месте отдыха – озера». Согласно легендам из-за непомерного аппетита мамонт «истребил» все леса Якутии. Своими широкими коренными зубами он «перемалывал» толстые лиственницы и их стволы «как орехи». Но по мнению народа саха, мамонт повлиял не только на флору. Под тяжестью мохнатого исполина менялся и ландшафт региона. Старожилы старинного села Тумат Усть-Янского района говорят, что сильно петляющие речки являются тропами мамонтов ‒ «орооктор орохторо». И когда русло делает слишком много поворотов и невообразимых зигзагов, почти возвращаясь обратно, старики шутят, что стадо следовало за слепым вожаком.
«Туземцы северной Сибири, кочуя по рекам, наблюдали вытаивание из мерзлого грунта берегов костей, бивней, а иногда и целых трупов мамонтов. Так возникали наивные представления о мамонте, как о гигантской крысе, живущей под землей, после прохода которой земля проседает рвами и ямами» (Н.К. Верещагин)
Общаться с мамонтами, не боясь кары, могли только шаманы, да и то не все. К примеру, черные шаманы, даже самые сильные не могли тревожить дух мамонта своими призывами. А для белых он становился хранителем самой главной из трех составляющих души – ийэкут. Эта материнская душа под покровительством могущественного создания могла путешествовать во всех трех мирах («нижнем», «срединном» и «верхнем»), приняв силу и форму своего духа-хранителя.
Якуты «считают мамонта богатством духа земли и, найдя бивень, вместо него закапывают в землю что-нибудь взамен. Если найдут маленький бивень, то зарывают деньги, тряпки, когда найдут большой бивень, то на его место закапывают целиком целого оленя» (Иванов, 1979).
Первые находки
В 1718 г. Петр I издал правительственный указ о собирании для созданной им Кунсткамеры, «уродов» и «редкостей», в том числе костей и трупов мамонта и носорогов. Безусловно, единичные находки остатков мамонтовой фауны происходили и ранее, но тогда попытки сохранить их не предпринимались.
Мамонт Адамса (1799)
Переломный момент в мировоззрениях и взглядах на мамонтов наступил в конце XVIII - начале XIX веков. Находка охотника Осипа Шумахова в низовье реки Лены на территории Якутии вошла в историю науки как «Мамонт Адамса» или «Адамсовский мамонт».
Прельщенный возможностью заполучить крупные, хорошо сохранившиеся бивни мамонта, Шумахов в течение четырех лет регулярно посещал место своей находки, наблюдая, как из постепенно тающей глыбы обнажался труп огромного зверя. Только к лету 1804 года когда она полностью оттаяла, Шумахов смог завладеть бивнями - «зацепами», которые он затем продал за 50 рублей приехавшему из Якутска купцу Роману Болтунову.
Только в 1806 году добравшись до места зоолог-естествоиспытатель Михаил Адамс застал «сильно изъеденный скелет с незначительными остатками мягких тканей и кожи, сохранившихся преимущественно на голове и на правом боку животного, на котором лежал труп». Все остальное было уничтожено волками, песцами и другими хищниками. Кроме того, как выяснилось, местные жители отрубали от туши мамонта целые куски мяса и кормили им собак.
Адамс распорядился собрать остатки мамонта (кости скелета, большой кусок шкуры с правого бока, большое количество шерсти), очистить и выварить их от жира.
В 1806 году скелет мамонта был доставлен в Петербург и помещен в доме Волкова, на 4-й линии Васильевского острова. Здесь в 1808 году впервые в мире был смонтирован скелет мамонта. Собранный Адамсом экспонат привлек внимание всех слоев населения, явился настоящим культурным событием тех лет и первыми посетителями музея была императорская семья.
Адамсовский мамонт составил целую эпоху в палеонтологии. Вместе с ним закончился период накопления фантастических представлений о мамонте
Березовский мамонт
Лишь в 1901 году усилия многих поколений ученых по поиску целой туши мамонта увенчались успехом. Поразительная находка была сделана в середине августа 1900 года охотником-эвеном Семеном Тарабыкиным (Тарабукиным) на правом притоке реки Березовка.
3 мая 1901 года «Московские ведомости» писали: «Найден целый труп мамонта. Находится на р. Березовой в 140 верстах к востоку от заимки «Быстрие». Его видел и описал казак Явловский. Казак привез шерсть, кусок мяса с кожей, кусок желудка с содержимым - травой, мхом, а также бивни».
Из Якутска о находке сообщили в Петербург, и 3 мая 1901 года экспедиция Академии Наук отправилась на место, куда прибыла в начале сентября. Находка представляла собой замороженный труп взрослого (45—50 лет) самца мамонта. Мамонт лежал в необычной позе — на животе, с вытянутыми вперёд и немного согнутыми ногами. Раскопки длились 4,5 месяца, главное было – успеть закончить работы до наступления тепла.
Вес мамонта составил больше 1,5 тонн. Для его транспортировки рабочие изготовили 10 саней, на которые погрузили части великана.
«Труп мамонта с громадными усилиями доставлен из Колымска в Якутск на 20 нартах. Разделившаяся на две партии экспедиция находится на пути из Якутска в Иркутск, где будет в начале февраля» («С.-Петербургские ведомости», 21 января 1902 г.)
6 февраля выехали из Иркутска по железной дороге в Петербург, куда благополучно прибыли 18 февраля 1902 года. Находку поместили в Зоологический институт Академии наук. При изучении оказалось, что абсолютный возраст – около 44 тыс. лет, то есть он относился к ранним мамонтам.
Трансформация образа
Существующие среди коренного населения Якутии легенды, предания и верования о мамонтах свидетельствуют в основном о связи мамонтов с подземным, «нижним» миром, где по якутской мифологии, живут злые духи – абааhы, которые строят козни людям «срединного» мира, от них же исходят все беды людей и смерть.
Легенды и предания коренного населения Якутии сформировали отношение к вымершему исполину на долгие годы. Одно из самых крепких поверий, свидетельствует о том, что человек нашедший тушу мамонта, обречен. Из поколения в поколение передавались предания о «проклятье мамонтов». Якобы находка туши мамонта, нарушение его последнего сна приводит к вымиранию семьи и даже целого селенья.
Тунгус Шумахов нашедший мамонта Адамса (1799) «впал в тоску, даже в болезнь, по следующей причине: Старики нашего рода сказывали, что они слыхали от отцов, как появилось такое чудовище на их полуострове и как семья тогда нашедшего это чудовище, в короткое время вся вымерла» (М. Ванхоннекер, рукопись)
В 1970-е гг. после известных палеонтологических находок мамонтов и широкого освещения этих находок в средствах массовой информации изменилось восприятие мамонта коренным населением. Сегодня в Якутии не только работает единственный в мире музей мамонта, эти великаны стали современным символом Республики.