Найти тему
Амурская Чифанька

Якутские великаны

«Зверь Tien-schu водится только в холодных регионах, на реке Tai-tunn-giann и дальше к северу в сторону Ледовитого океана. Этот зверь похож на мышь, но ростом со слона, ненавидит свет и живет в темных пещерах, его мясо холодное и очень здоровое» (древняя маньчжурская рукопись)

Мамонты – такое же эксклюзивное богатство Якутии, как золото и алмазы. На территорию Республики приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире.

Во времена мамонтов люди уже заселили эти арктические широты. Для них эти великаны сохраняли жизнь в непростых условиях - обеспечивали кров, одежду, пищу, предметы быта и произведения искусства.

А вот европейцы, до которых останки мамонтов доходили лишь в качестве отдельных костей и бивней, долгое время не могли составить полное представление о его внешнем виде. Так, в средние века они считали, что гигантские кости мамонтов ‒ это минеральные образования («игра природы»), принимали их за останки святых, или же, за кости ангелов, низвергнутых с неба. В других случаях, их принимали за кости великанов или мифологических героев.

Первый рисунок мамонта сделанный купцом Р. Болтуновым
Первый рисунок мамонта сделанный купцом Р. Болтуновым

Обитатель «нижнего» мира (Крыса живущая под землей)

«Земляной бык», «водяная корова», «крыса живущая под землей» - в фольклоре, мифах и преданиях коренных народов Севера образ мамонта приобретал причудливые формы. В представлении якутов, это животное огромных размеров и с непременным атрибутом – рогами, обитающий глубоко под водой или под землей, редко выбирающийся наружу, как правило, чтобы умереть. Солнечный свет считался губительным для этих обитателей «нижнего» мира.

Бивни мамонта в старину воспринимали как рога «водяного быка» ‒ «Уу-огуhа». По эпосу народа саха Олонхо, чудовища – абааhы, живущие в «нижнем», подземном мире, «выезжают оттуда на быках и появляются обычно с севера». (Эпос Олонхо причислен к шедеврам устного и нематериального наследия ЮНЕСКО).

«Проходя по земле оставляет тропы, а на месте отдыха – озера». Согласно легендам из-за непомерного аппетита мамонт «истребил» все леса Якутии. Своими широкими коренными зубами он «перемалывал» толстые лиственницы и их стволы «как орехи». Но по мнению народа саха, мамонт повлиял не только на флору. Под тяжестью мохнатого исполина менялся и ландшафт региона. Старожилы старинного села Тумат Усть-Янского района говорят, что сильно петляющие речки являются тропами мамонтов ‒ «орооктор орохторо». И когда русло делает слишком много поворотов и невообразимых зигзагов, почти возвращаясь обратно, старики шутят, что стадо следовало за слепым вожаком.

«Туземцы северной Сибири, кочуя по рекам, наблюдали вытаивание из мерзлого грунта берегов костей, бивней, а иногда и целых трупов мамонтов. Так возникали наивные представления о мамонте, как о гигантской крысе, живущей под землей, после прохода которой земля проседает рвами и ямами» (Н.К. Верещагин)

Общаться с мамонтами, не боясь кары, могли только шаманы, да и то не все. К примеру, черные шаманы, даже самые сильные не могли тревожить дух мамонта своими призывами. А для белых он становился хранителем самой главной из трех составляющих души – ийэкут. Эта материнская душа под покровительством могущественного создания могла путешествовать во всех трех мирах («нижнем», «срединном» и «верхнем»), приняв силу и форму своего духа-хранителя.

Шаман народа Саха. Открытка 1961 г.
Шаман народа Саха. Открытка 1961 г.

Якуты «считают мамонта богатством духа земли и, найдя бивень, вместо него закапывают в землю что-нибудь взамен. Если найдут маленький бивень, то зарывают деньги, тряпки, когда найдут большой бивень, то на его место закапывают целиком целого оленя» (Иванов, 1979).

Первые находки

В 1718 г. Петр I издал правительственный указ о собирании для созданной им Кунсткамеры, «уродов» и «редкостей», в том числе костей и трупов мамонта и носорогов. Безусловно, единичные находки остатков мамонтовой фауны происходили и ранее, но тогда попытки сохранить их не предпринимались.

Мамонт Адамса (1799)

Переломный момент в мировоззрениях и взглядах на мамонтов наступил в конце XVIII - начале XIX веков. Находка охотника Осипа Шумахова в низовье реки Лены на территории Якутии вошла в историю науки как «Мамонт Адамса» или «Адамсовский мамонт».

Мамонт Адамса
Мамонт Адамса

Прельщенный возможностью заполучить крупные, хорошо сохранившиеся бивни мамонта, Шумахов в течение четырех лет регулярно посещал место своей находки, наблюдая, как из постепенно тающей глыбы обнажался труп огромного зверя. Только к лету 1804 года когда она полностью оттаяла, Шумахов смог завладеть бивнями - «зацепами», которые он затем продал за 50 рублей приехавшему из Якутска купцу Роману Болтунову.

Только в 1806 году добравшись до места зоолог-естествоиспытатель Михаил Адамс застал «сильно изъеденный скелет с незначительными остатками мягких тканей и кожи, сохранившихся преимущественно на голове и на правом боку животного, на котором лежал труп». Все остальное было уничтожено волками, песцами и другими хищниками. Кроме того, как выяснилось, местные жители отрубали от туши мамонта целые куски мяса и кормили им собак.

Адамс распорядился собрать остатки мамонта (кости скелета, большой кусок шкуры с правого бока, большое количество шерсти), очистить и выварить их от жира.

-4

В 1806 году скелет мамонта был доставлен в Петербург и помещен в доме Волкова, на 4-й линии Васильевского острова. Здесь в 1808 году впервые в мире был смонтирован скелет мамонта. Собранный Адамсом экспонат привлек внимание всех слоев населения, явился настоящим культурным событием тех лет и первыми посетителями музея была императорская семья.

Адамсовский мамонт составил целую эпоху в палеонтологии. Вместе с ним закончился период накопления фантастических представлений о мамонте

Березовский мамонт

Лишь в 1901 году усилия многих поколений ученых по поиску целой туши мамонта увенчались успехом. Поразительная находка была сделана в середине августа 1900 года охотником-эвеном Семеном Тарабыкиным (Тарабукиным) на правом притоке реки Березовка.

3 мая 1901 года «Московские ведомости» писали: «Найден целый труп мамонта. Находится на р. Березовой в 140 верстах к востоку от заимки «Быстрие». Его видел и описал казак Явловский. Казак привез шерсть, кусок мяса с кожей, кусок желудка с содержимым - травой, мхом, а также бивни».

Из Якутска о находке сообщили в Петербург, и 3 мая 1901 года экспедиция Академии Наук отправилась на место, куда прибыла в начале сентября. Находка представляла собой замороженный труп взрослого (45—50 лет) самца мамонта. Мамонт лежал в необычной позе — на животе, с вытянутыми вперёд и немного согнутыми ногами. Раскопки длились 4,5 месяца, главное было – успеть закончить работы до наступления тепла.

Раскопки березовского мамонта. Фото из личного архива П.А. Лазарева
Раскопки березовского мамонта. Фото из личного архива П.А. Лазарева

Вес мамонта составил больше 1,5 тонн. Для его транспортировки рабочие изготовили 10 саней, на которые погрузили части великана.

«Труп мамонта с громадными усилиями доставлен из Колымска в Якутск на 20 нартах. Разделившаяся на две партии экспедиция находится на пути из Якутска в Иркутск, где будет в начале февраля» («С.-Петербургские ведомости», 21 января 1902 г.)

6 февраля выехали из Иркутска по железной дороге в Петербург, куда благополучно прибыли 18 февраля 1902 года. Находку поместили в Зоологический институт Академии наук. При изучении оказалось, что абсолютный возраст – около 44 тыс. лет, то есть он относился к ранним мамонтам.

Трансформация образа

Существующие среди коренного населения Якутии легенды, предания и верования о мамонтах свидетельствуют в основном о связи мамонтов с подземным, «нижним» миром, где по якутской мифологии, живут злые духи – абааhы, которые строят козни людям «срединного» мира, от них же исходят все беды людей и смерть.

Легенды и предания коренного населения Якутии сформировали отношение к вымершему исполину на долгие годы. Одно из самых крепких поверий, свидетельствует о том, что человек нашедший тушу мамонта, обречен. Из поколения в поколение передавались предания о «проклятье мамонтов». Якобы находка туши мамонта, нарушение его последнего сна приводит к вымиранию семьи и даже целого селенья.

Тунгус Шумахов нашедший мамонта Адамса (1799) «впал в тоску, даже в болезнь, по следующей причине: Старики нашего рода сказывали, что они слыхали от отцов, как появилось такое чудовище на их полуострове и как семья тогда нашедшего это чудовище, в короткое время вся вымерла» (М. Ванхоннекер, рукопись)

В 1970-е гг. после известных палеонтологических находок мамонтов и широкого освещения этих находок в средствах массовой информации изменилось восприятие мамонта коренным населением. Сегодня в Якутии не только работает единственный в мире музей мамонта, эти великаны стали современным символом Республики.

Наука
7 млн интересуются