Найти тему
MatkingxD

Третий сезон «‎Очень странных дел‎»

Одиннадцатая(Оди) и Макс
Одиннадцатая(Оди) и Макс

На Netflix вышло продолжение сериала «Очень странные дела», где нам снова рассказывают о катастрофе с русскими, а главные герои — подростки начинают взрослеть.

Летом 1985 года главными точками силы в городке Хоукинс становятся местный бассейн и большой мегамолл «Старкорт», который недавно воздвигли в центре, из‑за чего магазинчик мисс Байерс (Вайнона Райдер) пришел в запустение. После пережитого в двух сезонах это становится еще одним толчком к мысли о переезде из проклятого места, но впереди еще целый третий сезон, где опять что‑то пойдет не так. В этот раз злые силы постучались именно в эти две двери: бассейн, где работает спасателем провинциальный секс-символ Билли (Дейкр Монтгомери), и торговый центр, куда устроился мороженщиком не поступивший в колледж Стив Харрингтон (Джо Кири). Теперь ему приходится торговать в дурацком костюме моряка вместе с дочкой Умы Турман и Итана Хоука (Майя Хоук) и подпольно пропускать младших товарищей в кинотеатр, чтобы те посмотрели «День мертвецов» или «Назад в будущее».

Стив Харрингтон и Робин
Стив Харрингтон и Робин

Торговый центр как центральный символ назревших перемен — это хорошая находка для сериала, который уже и сам давно превратился в лавку с леденцами в яркой упаковке. Продакт-плейсмент «Бургер Кинга» уже кажется логичным шагом для шоу, которое так массово ждут и залпом запивают колой (иначе ту сцену с клубничной и вишневой газировкой не объяснишь). Мегамолл — это еще и внятный, и до сих пор актуальный символ бунтарского потребления, инициации и раскрепощения подростков. Неслучайно именно «Старкорт» становится не только декорацией для главной битвы сезона, но и местом, где подружка Макс просвещает Оди (до сих пор сложно привыкнуть к русской адаптации Одиннадцатой) зачаточными идеями феминизма, а также именно здесь к третьему сезону в сериале запоздало является первый гомосексуальный персонаж. Симптоматично, что для того, чтобы внутрь намеренно обращенного к ностальгии сериала начали проникать, подобно демогоргонам, прогрессивные идеи, ему нужно было выстроить такой яркий образ консюмеризма. Поскольку в сериале все имеет перевернутое измерение, то забавно, что обратной стороной этой капиталистической цитадели, если выражаться языком пропаганды времен холодной войны, логичным образом оказалась секретная русская военная база.

Шериф Джим Хоппер, Джойс Баерс и Мюррей Бауман
Шериф Джим Хоппер, Джойс Баерс и Мюррей Бауман

Символично и то, что все действие происходит в канун празднования Дня независимости США. Новые напасти Хоукинса воплощают собой самые выпуклые американские страхи, такие же старые и вечные, как отсылки к гамельнскому крысолову, который может погубить городских детей с помощью крыс. Во-первых, конечно, это фобия вторжения и хрупкости границы между мирами, через которую в страну могут проникнуть шпионы/мигранты/пришельцы. Во-вторых, это возникшие осознание и боязнь некой другой прослойки населения, готовой подчиняться злым силам и следовать их «флейте». Вплоть до того, что в итоге они сами подпитывают своей кровью и плотью (читай, голосами) главного врага просвещенного общества. Неслучайно показанный караван жителей Хоукинса, слепо уходящих с праздника Дня независимости, — белое большинство в патриотических красных кепках (не хватает только надписи «Make America Great Again»). Похожую социальную метафору о злых доппельгангерах недавно развивали в картине «Мы», с которой у третьего сезона тоже есть ситуативная перекличка (аттракционы как декорация для хоррора, в сюжет вводится девочка-афроамериканка), но это уже такие общие отражения в зеркальном лабиринте.

Сам факт того, что в третьем сезоне вместо тайной лаборатории правительства Рейгана новыми врагами стали именно «злые русские», — вполне себе логичное продолжение отработки тех самых романтизированных клише из эпохи 1980-х. Стоит также напомнить, что саму идею о злодеях авторы развили из слов самого фанатичного персонажа сериала, журналиста-конспиролога Мюррея (Бретт Гельман), который еще в прошлых сезонах талдычил о советских шпионах. И ничего, что после «Чернобыля», здешние подпольные русские покажутся отборной клюквой уровня «Красного рассвета» — так и должно быть. Не удивляйтесь, что советского генерала играет Илья Словесник с творческим псевдонимом Джон Водка, известный в 1990-е по клипу «Борода». Ведь «Очень странные дела» всегда же были аттракционом ностальгических представлений о происходящем, поэтому в этом сериал тоже не отступает от своей идеологии и транслирует весьма детское и утрированное представление о коммунистах с большими шприцами и ядерным чемоданчиком, с помощью которого они постоянно чего‑то хотят взорвать. В этом тоже есть мотив американских страхов о ядерной катастрофе, но в таком стиле, как если бы сериал «Чернобыль» скрестили с «Приключениями Петрова и Васечкина». И это точно стоило того, хотя бы чтобы увидеть Вайнону Райдер в советской пилотке.

Одиннадцать (оди),Майк Уилер, Дастин Хендерсон и Уилл Баерс
Одиннадцать (оди),Майк Уилер, Дастин Хендерсон и Уилл Баерс

Раз уж в сериале у всего есть изнанка, то и у взгляда на русских тут есть другая сторона. Ее воплощает болтливый перебежчик Алексей Смирнов (британец украинского происхождения Алек Утгофф), который несколько серий проводит в компании с шерифом Хоппером, мисс Байерс и фанатиком Мюрреем. Но в конце концов и у Смирнова есть своеобразная черта, через которую он тоже не сможет переступить, чтобы стать счастливым. Мюррей говорит ему ключевую фразу: «Кто сказал, что нужно быть американцем, чтобы веселиться?» Об этих же условных границах и чувствах в других категориях пытался поговорить и Хоппер, когда хотел приостановить нарастающий пубертатный период Оди.

В этом переломном сезоне еще больше влюбленностей, поцелуев и мелодрамы, что рифмуется с тем, что невозможно игнорировать созревшие изменения, но и отпустить старое так же непросто, как и не отпустить шутки про водку и русских. Демогоргоны, разговоры по рации, поцелуи на кровати — это хорошо, но рано или поздно они станут воспоминаниями, наверное, чтобы еще больше их полюбить. Старперское желание Хоппера держать дверь открытой на три дюйма в комнате целующихся подростков равносильно жажде ученых поддерживать портал между параллельными мирами, даже если это приведет к худшим последствиям. И Хоппер борется с этим желанием внутри себя и снаружи, и даже подросток Уилл уже понимает, что больше не сможет как прежде играть с друзьями в настолку Dungeons & Dragons, но мы все равно иррационально хотим ту самую старую колу, вернуться в тот прежний Хоукинс, почувствовать то же, что и от первого сезона. И судя по намекам в конце (надпись на дорожном знаке «Возвращайтесь скорей», еще дождитесь сцены после титров), мы скоро снова вернемся в «Очень странные дела». Как далеко бы ни собирались персонажи в последней серии, нас, зрителей, в финале символично запирают внутри пустого дома, а монстров — в клетке.