Дворец в Архангельском признан выдающимся памятником архитектуры классицизма, он уцелел в своем историческом окружении и устроен согласно замыслу владельца.
Дворец начал строить князь Николай Алексеевич Голицын в 1784 году по проекту французского архитектора Герна. Однако через 25 лет, когда отделка еще не была завершена, деньги кончились. После смерти князя вдова продала имение. Новым владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов, богатейший образованный вельможа, близкий к императору.
Юсупов решил превратить усадьбу в образцово-показательное имение, которое показывать он хотел своим влиятельным знакомым, а, прежде всего, царю. Николай Борисович был любителем искусства, одним из крупнейших в России коллекционеров, поэтому ему было чем украсить парадные залы.
В дальнейшем усадьбой владели несколько поколений князей Юсуповых, которые продолжали традиции Николая Борисовича. Архангельское служило летней резиденцией княжеской семьи вплоть до революции
1917 года. После революции имение было реквизировано, а в 1919 году здесь открыли музей для народа.
Сейчас во дворце после недавней реставрации открыты для посещения парадные залы первого этажа. В них воссоздана обстановка периода расцвета усадьбы.
Гости усадьбы начинали знакомство с дворцом в парадном вестибюле. Стены и потолок вестибюля расписаны в серебристо-серых оттенках в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В таком стиле расписаны все залы дворца.
В нишах боковых стен установлены беломраморные скульптуры, копии античных произведений.
В те времена знаком высокого вкуса считалось украшение домов репликами античных образцов, выполненных скульпторами
XVIII-XIX веков.
Справа от парадного вестибюля находится зал Тьеполо. Интерьер этого зала был создан в 1816 году для показа картин великого венецианского живописца XVIII века – Джованни Баттисты Тьеполо.
Чтобы разместить монументальные полотна художника, два зала были объединены в один. Картины «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры» были признаны шедеврами юсуповского собрания, они и сейчас остаются главным достоянием музея.
На картинах отображена история любви древнеегипетской царицы и римского полководца, живших в I веке до нашей эры.
В центре зала установлена мраморная скульптура спящей Венеры, созданная неизвестным мастером французской школы в XVIII веке.
В восточных угловых помещениях дворца расположены восьмиугольные залы с полотнами знаменитого французского пейзажиста Юбера Робера, который писал романтические полотна во второй половине XVIII – начале XIX века.
В центре северного зала Робера стоит мраморная статуя Амура, делающего лук из палицы Геркулеса. Это копия начала XIX века с оригинала Бушардона.
В центре южного зала Робера стоит мраморная статуя воина, надевающего доспехи, выполненная скульптором Э. Вольфом
в 1832 году.
Между залами Робера расположен Антиковый зал. Шедевры, найденные при раскопках Помпей и Геркуланума вызвали большой интерес к античности в XVIII – начале XIX века. Князь Николай Борисович Юсупов привез из Италии 13 древнеримских скульптурных подлинников, пять из которых расположено в этом зале. Среди них наиболее интересная – скульптура мальчика-Амура.
Над камином висит картина, изображающая древнегреческих героев Тесея и Пейрифоя, единственное произведение французской художницы Анжелики Монжес, имеющееся в России.
У окна стоит мраморная скульптура раненой амазонки неизвестного итальянского скульптора, выполненная в конце XVIII – начале XIX века с античного оригинала Фидия.
Среди анфилады парадных залов имеется спальня, в которой никто никогда не спал. Она была предназначена не для сна, это была спальня напоказ. Тогда и в Европе в дворянской среде такая показушность была в моде, а сейчас это кажется нелепым и странным.
Интересно рассматривать Императорский зал, который начали украшать одним из первых, уже в 1810-х годах. К визиту в Архангельское императора Александра I в 1818 году в центре зала повесили его конный портрет со свитой. Портрет писали по заказу князя Юсупова два французских художника – портретист Ризенер и баталист Свебах. Портрет прославлял царя-триумфатора, победившего Наполеона.
К 1830-м годам в зале появились портреты и бюсты всех российских императоров от Петра I до Николая I.
Этот зал красноречиво говорит о верноподданничестве всех поколений князей Юсуповых. Ведь надо было сохранять и приумножать несметные богатства.
Центральное место дворца занимает овальный зал, который расположен в полуротонде южного фасада. Центр купола зала украшает плафон с изображением Зефира и Психеи, который выполнил французский художник Никола де Куртейль по заказу Николая Борисовича Юсупова в 1820-х годах.
В этом зале проводились балы, на балконах размещались музыканты.
Рядом с овальным залом расположен салон, в центре которого раньше стояла скульптура «Амур и Психея», шедевр мастера классицизма Антонио Кановы. Сейчас она хранится в Петербурге, в Эрмитаже, а в салоне архангельского дворца на столе между окнами стоит ее уменьшенная копия.
В салоне над камином висит портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, выполненный французским портретистом Жаном-Лораном Монье в 1802 году. Княгиня была женой Николая Борисовича Юсупова.
Еще один угловой зал посвящен итальянскому художнику-портретисту XVIII века Пьетро Антонио Ротари. В зале представлено 26 работ, на которых мастерски переданы все оттенки настроения неизвестных моделей.
В восточной анфиладе дворца воссоздан интерьер кабинета князя, владельца имения.
Диван обит шелком, производившемся на ткацкой мануфактуре в Купавне, принадлежащей Николаю Борисовичу Юсупову. В шкафах оригинальные книги из библиотеки Юсуповых.
Около зеркала стоит бюст Николая Борисовича Юсупова, основателя имения. На стенах висят портреты супружеской пары, написанные в середине XIX века. На одном изображен князь Юсупов Николай Борисович-младший, тезка и внук основателя имения. На другом – его жена, княгиня Татьяна Александровна Юсупова.
Сейчас посетители начинают осмотр музея с парадной столовой.
Здесь угощали именитых гостей. На хорах в антресольном этаже играли музыканты, кушанья подавались через проем в стене, около которого в буфетной стоит печь для подогрева блюд. Еду готовили во флигеле, соединенном с дворцом колоннадой.
В углах столовой стоят горки с японскими и китайскими вазами из юсуповской коллекции. На столе стоит сервиз, производившийся на юсуповской фарфоровой фабрике.
Столы накрыты для десерта. Финал трапезы должен был удивить гостей и надолго запомниться.
Угощения на столах настоящие, правда с изрядной долей консервантов, позволяющих демонстрировать десерты в течение трех лет. Сладости приготовлены вручную современным латвийским мастером-кондитером Алдисом Бричевсом по старинным гравюрам и сохранившимся рецептам из натуральных продуктов. Думаю, что этот виртуозный кондитер готовит такие дорогие десерты не только для музеев :)
Еще во дворце демонстрируются две кареты. У Юсуповых было десять экипажей, сохранилось три.
Последней владелицей имения была Зинаида Николаевна Юсупова, мать Феликса Феликсовича Юсупова, известного своим участием в убийстве Распутина и женитьбой на племяннице Николая II. И Зинаида Николаевна, и ее сын Феликс покинули Россию во время революционных волнений, сохранив немалую часть состояния. Род не угас, сейчас в Греции живут их потомки, младшие наследницы родились уже в этом веке.
На сайте музея-усадьбы пишут, что в 1907 году Зинаида Николаевна оставила завещание, в котором говорится, что она завещает государству всю коллекцию ценностей и драгоценностей, собранную ее предками, но ... лишь в случае внезапного прекращения рода. Однако там лукавят, заключая, что ее желание реализовалось. Оно исполнилось не благодаря, а вопреки. Впрочем, все они выжили, и слава богу.
После посещения дворца остается двоякое впечатление. Невероятная красота без какой-либо безвкусицы, причем подавляющее большинство музейных ценностей создано современниками Юсуповых. Символично, что усадьба расположена недалеко от Рублевки, где находятся нынешние не менее богатые имения.
Я рассказала лишь о малой части музейных экспонатов. Рекомендую посетить музей с экскурсией, которые проводятся почти каждый час, или купить экспресс-гид по залам дворца. Этот гид представляет собой альбом с отличными профессиональными фотографиями и описанием каждого экземпляра музейной коллекции. Причем стоит он всего 150 рублей. Мы его приобрели в дополнение к экскурсии.
Мою статью о парке, окружающем дворец, читайте здесь.
О дворце Хэмптон-Корт, в котором в 1960 году скончалась Ксения Александровна, родная сестра Николая II и теща Феликса Феликсовича Юсупова, читайте здесь.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, если статья понравилась!
Все фотографии из личного архива.