Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Юсуповский дворец в Архангельском

Дворец в Архангельском признан выдающимся памятником архитектуры классицизма, он уцелел в своем историческом окружении и устроен согласно замыслу владельца.

Дворец начал строить князь Николай Алексеевич Голицын в 1784 году по проекту французского архитектора Герна. Однако через 25 лет, когда отделка еще не была завершена, деньги кончились. После смерти князя вдова продала имение. Новым владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов, богатейший образованный вельможа, близкий к императору.

Юсупов решил превратить усадьбу в образцово-показательное имение, которое показывать он хотел своим влиятельным знакомым, а, прежде всего, царю. Николай Борисович был любителем искусства, одним из крупнейших в России коллекционеров, поэтому ему было чем украсить парадные залы.

В дальнейшем усадьбой владели несколько поколений князей Юсуповых, которые продолжали традиции Николая Борисовича. Архангельское служило летней резиденцией княжеской семьи вплоть до революции
1917 года. После революции имение было реквизировано, а в 1919 году здесь открыли музей для народа.

Сейчас во дворце после недавней реставрации открыты для посещения парадные залы первого этажа. В них воссоздана обстановка периода расцвета усадьбы.

Гости усадьбы начинали знакомство с дворцом в парадном вестибюле. Стены и потолок вестибюля расписаны в серебристо-серых оттенках в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В таком стиле расписаны все залы дворца.

Интерьер парадного вестибюля
Интерьер парадного вестибюля

В нишах боковых стен установлены беломраморные скульптуры, копии античных произведений.

Слева Амур и Психея, справа братья Кастор и Поллукс
Слева Амур и Психея, справа братья Кастор и Поллукс

В те времена знаком высокого вкуса считалось украшение домов репликами античных образцов, выполненных скульпторами
XVIII-XIX веков.

Справа от парадного вестибюля находится зал Тьеполо. Интерьер этого зала был создан в 1816 году для показа картин великого венецианского живописца XVIII века – Джованни Баттисты Тьеполо.

Интерьер зала Тьеполо
Интерьер зала Тьеполо

Чтобы разместить монументальные полотна художника, два зала были объединены в один. Картины «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры» были признаны шедеврами юсуповского собрания, они и сейчас остаются главным достоянием музея.

На картинах отображена история любви древнеегипетской царицы и римского полководца, живших в I веке до нашей эры.

Встреча Антония и Клеопатры.
Встреча Антония и Клеопатры.
Пир Клеопатры
Пир Клеопатры

В центре зала установлена мраморная скульптура спящей Венеры, созданная неизвестным мастером французской школы в XVIII веке.

Спящая Венера
Спящая Венера

В восточных угловых помещениях дворца расположены восьмиугольные залы с полотнами знаменитого французского пейзажиста Юбера Робера, который писал романтические полотна во второй половине XVIII – начале XIX века.

В центре северного зала Робера стоит мраморная статуя Амура, делающего лук из палицы Геркулеса. Это копия начала XIX века с оригинала Бушардона.

Статуя Амура на фоне картины Робера
Статуя Амура на фоне картины Робера

В центре южного зала Робера стоит мраморная статуя воина, надевающего доспехи, выполненная скульптором Э. Вольфом
в 1832 году.

Статуя воина на фоне картины Робера
Статуя воина на фоне картины Робера

Между залами Робера расположен Антиковый зал. Шедевры, найденные при раскопках Помпей и Геркуланума вызвали большой интерес к античности в XVIII – начале XIX века. Князь Николай Борисович Юсупов привез из Италии 13 древнеримских скульптурных подлинников, пять из которых расположено в этом зале. Среди них наиболее интересная – скульптура мальчика-Амура.

Антиковый зал. Справа от печи стоит скульптура мальчика-Амура
Антиковый зал. Справа от печи стоит скульптура мальчика-Амура
Мальчик-Амур, неизвестный римский скульптор I века нашей эры
Мальчик-Амур, неизвестный римский скульптор I века нашей эры

Над камином висит картина, изображающая древнегреческих героев Тесея и Пейрифоя, единственное произведение французской художницы Анжелики Монжес, имеющееся в России.

У окна стоит мраморная скульптура раненой амазонки неизвестного итальянского скульптора, выполненная в конце XVIII – начале XIX века с античного оригинала Фидия.

Раненая амазонка
Раненая амазонка

Среди анфилады парадных залов имеется спальня, в которой никто никогда не спал. Она была предназначена не для сна, это была спальня напоказ. Тогда и в Европе в дворянской среде такая показушность была в моде, а сейчас это кажется нелепым и странным.

Парадная спальня. Ткани воссозданы в 2013 году по сохранившимся историческим фрагментам
Парадная спальня. Ткани воссозданы в 2013 году по сохранившимся историческим фрагментам

Интересно рассматривать Императорский зал, который начали украшать одним из первых, уже в 1810-х годах. К визиту в Архангельское императора Александра I в 1818 году в центре зала повесили его конный портрет со свитой. Портрет писали по заказу князя Юсупова два французских художника – портретист Ризенер и баталист Свебах. Портрет прославлял царя-триумфатора, победившего Наполеона.

Императорский зал
Императорский зал

К 1830-м годам в зале появились портреты и бюсты всех российских императоров от Петра I до Николая I.

Императорский зал. Слева мраморный барельеф Екатерины II в золоченой раме работы римского скульптора Карло Альбачини
Императорский зал. Слева мраморный барельеф Екатерины II в золоченой раме работы римского скульптора Карло Альбачини

Этот зал красноречиво говорит о верноподданничестве всех поколений князей Юсуповых. Ведь надо было сохранять и приумножать несметные богатства.

Центральное место дворца занимает овальный зал, который расположен в полуротонде южного фасада. Центр купола зала украшает плафон с изображением Зефира и Психеи, который выполнил французский художник Никола де Куртейль по заказу Николая Борисовича Юсупова в 1820-х годах.

Овальный зал
Овальный зал

В этом зале проводились балы, на балконах размещались музыканты.

Рядом с овальным залом расположен салон, в центре которого раньше стояла скульптура «Амур и Психея», шедевр мастера классицизма Антонио Кановы. Сейчас она хранится в Петербурге, в Эрмитаже, а в салоне архангельского дворца на столе между окнами стоит ее уменьшенная копия.

Амур и Психея, уменьшенная копия
Амур и Психея, уменьшенная копия

В салоне над камином висит портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой, выполненный французским портретистом Жаном-Лораном Монье в 1802 году. Княгиня была женой Николая Борисовича Юсупова.

Салон. Слева над камином портрет портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой
Салон. Слева над камином портрет портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой

Еще один угловой зал посвящен итальянскому художнику-портретисту XVIII века Пьетро Антонио Ротари. В зале представлено 26 работ, на которых мастерски переданы все оттенки настроения неизвестных моделей.

Зал Ротари. На стенах картины художника. Корпус напольных часов и стулья выполнены в технике Буль российскими мастерами в середине XIX века
Зал Ротари. На стенах картины художника. Корпус напольных часов и стулья выполнены в технике Буль российскими мастерами в середине XIX века
Зал Ротари. На камине мраморная фигура мальчика, пускающего мыльные пузыри, работы российского скульптора Самуила Ивановича Гальберга, XIX век
Зал Ротари. На камине мраморная фигура мальчика, пускающего мыльные пузыри, работы российского скульптора Самуила Ивановича Гальберга, XIX век

В восточной анфиладе дворца воссоздан интерьер кабинета князя, владельца имения.

Кабинет князя
Кабинет князя

Диван обит шелком, производившемся на ткацкой мануфактуре в Купавне, принадлежащей Николаю Борисовичу Юсупову. В шкафах оригинальные книги из библиотеки Юсуповых.

Около зеркала стоит бюст Николая Борисовича Юсупова, основателя имения. На стенах висят портреты супружеской пары, написанные в середине XIX века. На одном изображен князь Юсупов Николай Борисович-младший, тезка и внук основателя имения. На другом – его жена, княгиня Татьяна Александровна Юсупова.

Сейчас посетители начинают осмотр музея с парадной столовой.

Парадная столовая. На переднем плане многоярусный Императорский торт
Парадная столовая. На переднем плане многоярусный Императорский торт

Здесь угощали именитых гостей. На хорах в антресольном этаже играли музыканты, кушанья подавались через проем в стене, около которого в буфетной стоит печь для подогрева блюд. Еду готовили во флигеле, соединенном с дворцом колоннадой.

В углах столовой стоят горки с японскими и китайскими вазами из юсуповской коллекции. На столе стоит сервиз, производившийся на юсуповской фарфоровой фабрике.

Столы накрыты для десерта. Финал трапезы должен был удивить гостей и надолго запомниться.

Десерт у князя Юсупова
Десерт у князя Юсупова

Угощения на столах настоящие, правда с изрядной долей консервантов, позволяющих демонстрировать десерты в течение трех лет. Сладости приготовлены вручную современным латвийским мастером-кондитером Алдисом Бричевсом по старинным гравюрам и сохранившимся рецептам из натуральных продуктов. Думаю, что этот виртуозный кондитер готовит такие дорогие десерты не только для музеев :)

Еще во дворце демонстрируются две кареты. У Юсуповых было десять экипажей, сохранилось три.

Парадный экипаж первой половины XVIII века изготовлен в Германии, принадлежал княгине Ирине Михайловне Юсуповой, жене князя Бориса Григорьевича Юсупова
Парадный экипаж первой половины XVIII века изготовлен в Германии, принадлежал княгине Ирине Михайловне Юсуповой, жене князя Бориса Григорьевича Юсупова
Карета Екатерины II, она была подарена Николаю Борисовичу Юсупову Николаем I 
в 1826 году
Карета Екатерины II, она была подарена Николаю Борисовичу Юсупову Николаем I в 1826 году

Последней владелицей имения была Зинаида Николаевна Юсупова, мать Феликса Феликсовича Юсупова, известного своим участием в убийстве Распутина и женитьбой на племяннице Николая II. И Зинаида Николаевна, и ее сын Феликс покинули Россию во время революционных волнений, сохранив немалую часть состояния. Род не угас, сейчас в Греции живут их потомки, младшие наследницы родились уже в этом веке.

На сайте музея-усадьбы пишут, что в 1907 году Зинаида Николаевна оставила завещание, в котором говорится, что она завещает государству всю коллекцию ценностей и драгоценностей, собранную ее предками, но ... лишь в случае внезапного прекращения рода. Однако там лукавят, заключая, что ее желание реализовалось. Оно исполнилось не благодаря, а вопреки. Впрочем, все они выжили, и слава богу.

После посещения дворца остается двоякое впечатление. Невероятная красота без какой-либо безвкусицы, причем подавляющее большинство музейных ценностей создано современниками Юсуповых. Символично, что усадьба расположена недалеко от Рублевки, где находятся нынешние не менее богатые имения.

Я рассказала лишь о малой части музейных экспонатов. Рекомендую посетить музей с экскурсией, которые проводятся почти каждый час, или купить экспресс-гид по залам дворца. Этот гид представляет собой альбом с отличными профессиональными фотографиями и описанием каждого экземпляра музейной коллекции. Причем стоит он всего 150 рублей. Мы его приобрели в дополнение к экскурсии.

Мою статью о парке, окружающем дворец, читайте здесь.

О дворце Хэмптон-Корт, в котором в 1960 году скончалась Ксения Александровна, родная сестра Николая II и теща Феликса Феликсовича Юсупова, читайте здесь.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, если статья понравилась!

Все фотографии из личного архива.