Найти тему
Роман с Дьяконом

Иисус Христос и акционизм: изгнание торговцев из храма

Есть в Евангелиях одна история, о наличии которой хорошо осведомлены даже люди, так и не сумевшие прочитать целиком Новый Завет. Обычно ее вспоминают, когда нужно подкрепить свое возмущение церковными (бес)порядками ссылкой на бесспорный авторитет, которым в данном случае является Библия.

Речь, конечно же, идет об эпизоде с изгнанием торговцев из храма.

Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую‑либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
(Мк. 11:15-17)
Изгнание менял из храма. Эль Греко 1600 г.
Изгнание менял из храма. Эль Греко 1600 г.

В описании эпизода Марком отсутствует пара деталей, которые вводит Иоанн: Иисус не использует бич из веревок (Ин. 2:15) и не говорит «дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). Возможно ли, что смысл, который вводит в историю Иоанн не соответствует изначальному у Марка (а Евангелие от Марка, как вы должны помнить, было написано первым и послужило источником для остальных)?

Подсказкой в данном случае может послужить реплика, присутствующая у всех евангелистов-синоптиков (т.е. у Марка, Матвея и Луки; и это никак не связано с прогнозом погоды, просто они следуют общей сюжетной канве, в отличии от Иоанна):

Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17)

Слова эти являются аллюзией на два текста из пророков Исаии и Иеремии – Ис. 56:7 и Иер. 7:11 – и, очевидно, собственно к торговле отношения не имеют. Ведь торговля даже в самом святом месте никого разбойником ещё не делает, не правда ли?

Иеремия, говоря о превращении храма в вертеп разбойников, поясняет:

Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. (Иер. 7:9-10)

Храм, таким образом, из места очищения и соединения с Богом превращается в насмешку, служащую самоуспокоением для тех, кто думает, будто достаточно лишь прийти под его кров, чтобы «особая благодать» этого места послужила им к оправданию. Сам храм не становится при этом хуже, но он просто не выполняет своей функции. Подобная история когда-то произошла и с медным змеем, изначально служившим для исцеления народа, но позднее ставшим идолом.

Вполне вероятно, что Иисус не случайно цитировал эти слова Иеремии и сам он оценивал ситуацию примерно также.

Зачем же он устроил акцию с изгнанием торгующих?

Как известно, деятельность торговцев животными и менял денег (римских монет на храмовую валюту, пригодную для пожертвований) обеспечивала жизнедеятельность храма — без них прекратились бы жертвоприношения. А временное прекращение жертвоприношений само по себе могло расцениваться как «пророчество действием» о будущем храма, который действительно был уничтожен спустя несколько десятков лет после евангельских событий.

Эта теория подтверждается самой структурой повествования Марка, который помещает рассказ о храме внутрь истории о смоковнице, которая засыхает после проклятья Иисуса:

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. (Мк. 11:20-23)

Смоковница в данном случае символизирует храм, которому противостоит Иисус. А «гора сия», которой неизбежно предстоит быть ввергнутой в море — это, разумеется, храмовая гора.

Также важно отметить, что в оккупированной Палестине Храм стал символом национальной освободительной борьбы, что не особо вязалось с его целью быть домом молитвы для ВСЕХ НАРОДОВ. Таким образом акция Иисуса — это еще и протест против еврейских повстанцев.

Но об этом подробнее в другой статье: Иисус: мы пойдем другим путем.

_______________

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и прочие вещички, которые нельзя здесь размещать в силу множества причин: Роман с Дьяконом.