Найти тему
cosmant

Легендарные самолеты. ИЛ - 18 (Часть 1) На крыло.

ИЛ-18. Самолет с таким название впервые поднялся в воздух летом 1946 года.

Самолет, который с 60х годов станет флагманом мировой гражданской авиации и гордостью Советского Союза.

Лайнер, оснащенный поршневыми двигателями был создан в КБ Сергея Владимировича Ильюшина. Заметим, что сразу после войны. Ильюшин хотел создать некую систему воздушных перевозок. На малые расстояния должен был работать региональный самолет класса ИЛ-12, а на более длинные расстояния пассажиров должен был возить уже ИЛ-18.

Самолет по всем параметрам превосходил серийные машины, строящиеся в те годы в СССР.

Вариант 1946 год
Вариант 1946 год
Легенда
Легенда

Самолет был показан на авиационном параде в Тушино, а через несколько дней Сталин вызвал к себе С.В. Ильюшина. Сталин спросил Ильюшина: "Сколько человек перевозит Ваш самолет?" 75 - ответил Ильюшин. Сталин, подумав ответил: "Товарищ Ильюшин, Вы понимаете, что любая катастрофа самолета - это трагедия для государства. Поэтому я Вам не рекомендую продолжать работу над этим самолетом.

Единственный построенный экземпляр самолета летал на авиапарадах и участвовал в различных испытаниях, пока не был списан в начале 50-х годов.

Своим решением Сталин поставил крест на судьбе самолета, но изменить тенденции современного авиастроения гражданской авиации было не в его силах.

50-е годы.

Время восстановления разрушенного войной хозяйства. Время быстрого роста промышленности на территории Советского Союза. Строятся города, заводы и электростанции. Ускоряется ритм жизни страны. Импульс к развитию гражданской авиации был дан во времена правления Хрущева. Был брошен клич на освоение целины, на освоение Сибири. Соответственно возникла потребность на перемещение значительных людских масс на большие расстояния. Причем - регулярное перемещение. Устаревшие Ил-12 и Ли-2 , рассчитанные максимум на 30 человек уже не отвечают этим требованиям.

-4

Стране потребовались самолеты в 2-3 раза вместительнее.

На совещаниях в Министерстве авиационной промышленности С.В. Ильюшин предложил идею пассажирской машины, но уже с новым типом двигателей. Турбовинтовых. Идея была одобрена и в КБ приступили к проектированию нового самолета, но, как ни странно со старым обозначением. ИЛ-18

По техническому заданию предполагалось создание пассажирского авиалайнера с четырьмя двигателями, с крейсерской скоростью около 650-и км/ч, дальностью полета 4000 км и вместительностью порядка 65-75 человек. При проектировании очень пригодились наработки по предыдущему, поршневому ИЛ-18. Особенно пригодились наработки по созданию гермокабины большого диаметра.

-5

На создание первого экземпляра ушло чуть больше года. Летом 1957 года обновленный ИЛ-18 выкатили на летное поле Ходынского аэродрома.

Именно отсюда начнется летная жизнь всех 567-и построенных лайнеров. Редкий кадр: Сергей Ильюшин и летчик-испытатель Владимир Коккинаки, а также ведущие конструкторы собрались для осмотра машины перед первым вылетом.

Коккинаки (слева) и Ильюшин (справа) перед первым вылетом
Коккинаки (слева) и Ильюшин (справа) перед первым вылетом

Хорошо был проработан и интерьер салона самолета . Борта и потолок покрывались новым, легко моющемся материалом - повинолом. Материал отличался тем, что был водонепроницаем, не горел и не имел запаха.

И курить можно было в новом лайнере
И курить можно было в новом лайнере

И вообще...отделка и компоновка отвечали всем мировым современным требованиям.

Огромное внимание уделялось и раскраске машины. (Ливреям, по современному). Синяя гребенка и полосы вдоль фюзеляжа, разработанные дизайнерским отделом КБ Ильюшина. (Ого - дизайнерский отдел в те годы? Неужели и правда он так назывался?) На многие годы стали визитной карточкой этого самолета.

Дизайнерская гребенка ИЛ-18
Дизайнерская гребенка ИЛ-18

В 1957 году, 4 июля, с Центрального аэродрома на Ходынке В.К. Коккинаки поднимает в воздух первый самолет с турбо-винтовыми двигателями Николая Кузнецова. Испытания закончились в марте 1958 года дальним перелетом с промежуточными посадками по маршруту Москва-Иркутск-Петропавловск-Камчатский-Бухта Тикси-Северный полюс 6-Бухта Тикси-Москва. За 27,5 часов летного времени экипаж под командованием В. Коккинаки преодолел 18 000 (восемнадцать тысяч километров)

14 октября 1967 года. Полет на установление мирового женского рекорда дальности полета Борт 75441. Напишу отдельно про этот перелет.

Всем пока. Подписывайтесь и удачи!