Наше море превращается в немного соленое, с низким содержанием кислорода и безжизненное озеро.
Можно ли остановить этот процесс?
Земли, окружающие Балтийское море, являются образцом разрушительного воздействия человека на окружающую среду. Глобальное потепление, отравление сточными водами и низкое содержание кислорода вызывают изменения, которые больше всего затрагивают рыбаков.
В Балтийском море самая большая в мире “зона смерти” была создана в результате деятельности человека. Это гигантская масса воды, лишенная кислорода, поверхность которой в настоящее время составляет 60 000 квадратных километров. Только бактерии, производящие токсичный сероводород, живут в этой области в донных водах. Все это делает Балтийское море бомбой замедленного действия. В течение многих лет ученые задавались вопросом, как его спасти – и есть несколько идей, но их реализация не будет легкой или быстрой.
В течение 50 лет Балтийское море страдает по нашей вине. Наряду со сточными водами в него ушло 20 миллионов тонн азота и 2 миллиона тонн фосфора. Это привело к эвтрофикации воды. В нем растут мелкие водоросли, погибают, падают надно и разлагаются, используя там кислород. В этом не было бы ничего плохого, если бы не тот факт, что на Балтике нет сильных морских течений. В результате сладкая, более легкая вода остается на поверхности, в то время как соленая, менее насыщенная кислородом находится на дне. В таких условиях образуются токсичные вещества для большинства организмов: сероводород, метан и аммиак.
Глобальное потепление дополнительно ускоряет этот процесс, увеличивая скорость разложения водорослей. Чтобы улучшить морскую ситуацию в короткие сроки, следует использовать радикальные способы оксигенации. По идее профессора Андерса Штигебрандта из Гетеборгского университета, нужно смешивать воду. Для этого требуется 100 насосных станций, расположенных в глубоких частях Балтийского моря и работающих на ветряных электростанциях. Они переносили бы насыщенную кислородом поверхностную воду с глубины около 50 м на глубину 125 м. Такое предприятие потребовало бы не менее 200 миллионов евро. Первые попытки были предприняты в двух фьордах на шведском побережье, и реализация идеи пока остановлена.
Понравилась публикация?